Жизнь на встречной

Как борьба с мигалками превратилась в социальный феномен

28 сент. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3011 от 28 сент. 2011
d97b6869f6db0076aa92a076e23b59fa.jpg

Борьба за порядок на дорогах может стать смыслом жизни. Участники общества «синих ведерок» приносят в жертву общественной работе свои должности и даже личную жизнь. В борьбу, которая вырастает в масштабный гражданский протест, включаются рядовые водители, которые тратят свое время и деньги, чтобы привлечь нарушителей. Чего добиваются и чего могут добиться эти люди, пыталась понять «Газета.Ru». Автомобиль Nissan Almera координатора общества Петра Шкуматова украшен двумя пластмассовыми детскими синими ведерками, которые крепятся на крыше магнитами. Во все заднее стекло – наклейка с надписью «Пропускаю только 01, 02, 03». Прохожие и водители обращают внимание на эту атрибутику и одобрительно машут, улыбаются, мигают фарами. К этому синеведерочник уже привык: «За день не меньше десяти раз подходят и говорят теплые слова, приятно такое единодушие».Акции по блокированию автомобилей с мигалками и съемка их нарушений на видео начали менять ментальность российских водителей даже вдалеке от Москвы – там, где мигалки – большая редкость. Число участников общества «синих ведерок» (ОСВ) уже превысило пять тысяч человек. Ежемесячная аудитория их сайта составляет 150–200 тыс. посетителей.Каждый рабочий день активисты тратят на разъезды по подразделениям ГИБДД, куда инспектора вызывают их для дачи показаний. На это «ведерки» напрашиваются сами, забрасывая интернет-приемную дорожной полиции сообщениями о зафиксированных ими нарушениях машин с мигалками.По словам Шкуматова, инспектора априори не верят видеозаписи, постоянно придираются и настаивают на том, что это подделки. «В любой ситуации нужно проверять, потому что мотивы подачи заявлений могут быть различные и должно быть установлено лицо, которое находилось за рулем», – аргументирует придирчивость младших подчиненных замглавы ГИБДД генерал Владимир Кузин. Многие участники ОСВ познакомились друг с другом именно в зданиях ГИБДД. Направлять заявления о нарушениях ВИП-водителей в массовом порядке придумал 22летний учитель истории Данила Линдэле, который пришел в сообщество в январе этого года. Сейчас он нигде не работает – деятельность в сообществе стала одним из его основных занятий в жизни. «На самом деле это безумно интересно. И когда знаешь, за что и почему борешься, это дает неимоверное вдохновение», – объясняет он.Единственная возможность привлечь ВИП-водителя к ответственности – поймать его за ездой по встречке без специального звукового сигнала. Согласно ПДД водители спецавтомобилей для получения преимущества на дороге должны включить как проблесковый маячок синего цвета, так и специальный звуковой сигнал.…Несмотря на то что поток движется свободно, на встречную полосу вылетает Mercedes с мерцающей мигалкой, но без «крякалки». Высокий мужчина в темных очках и с аккуратно подстриженной эспаньолкой снимает иномарку на видео­камеру. Это лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев. Он указывает на следом проезжающую машину скорой помощи, движение которой сопровождается громкой сиреной.Канаев, экономист по образованию, десять лет назад был преуспевающим бизнесменом. В родном Кемерово он возглавлял предприятие с оборотом в 500 млн рублей. Однако в 2000 году у него на глазах погиб друг и партнер по бизнесу: товарищ выехал на середину перекрестка на разрешающий сигнал светофора, когда ему в бок врезался автомобиль сотрудника ДПС. Как выяснилось, инспектор был сильно пьян.Чтобы привлечь общественное внимание к гибели товарища и добиться справедливого следствия, он организовал первый в своей жизни автопробег – вокруг мэрии Кемерово. В итоге инцидент осветили СМИ, а гаишника признали виновным и приговорили к 2,5 года колонии­-поселения. После этого Канаев ушел в общественную работу, оставил в Кемерово семью и переехал в Москву.На сегодняшний день в акциях ФАР в Москве принимают участие 30–50 активистов, есть 12 координаторов. Всего движение насчитывает 16 тыс. сторонников в Москве и 132 тысячи по России. В отличие от «синих ведерок», борьба которых концентрируется вокруг неравенства на дорогах, деятельность ФАР расширяется на все актуальные проблемы, которые так или иначе касаются автомобилистов. Свои акции ФАР проводит практически каждую неделю: автопробег против повышения цен на бензин, митинг против транспортного налога, акции на борьбу с ловушками ГИБДД и тонировкой на автомобилях госслужащих.

Автор: Отдел новостей «В»