Марш “Варшавянки”

Подводная лодка недаром является символом Владивостока. Моряки Тихоокеанского флота в дальнем походе доказали, что умеют успешно решать не только боевые, но и сложные экономические задачи - государственной важности.

22 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №300 от 22 янв. 1998

Подводная лодка недаром является символом Владивостока. Моряки Тихоокеанского флота в дальнем походе доказали, что умеют успешно решать не только боевые, но и сложные экономические задачи - государственной важности.

По старой доброй традиции их встречали жареным поросенком: во Владивосток после четырехмесячного дальнего похода вернулась дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота “Б-187” (типа “Варшавянка”) под командованием капитана 2-го ранга Юрия Вихрова. После швартовки к пирсу доклад командира о выполнении поставленной задачи принял командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Михаил Захаренко. Поход российских подводников служил не столько интересам оборонного, сколько экономического могущества государства. Впервые в истории отечественного военно-морского флота подводная лодка приняла участие в двух крупнейших международных выставках вооружений и военной техники. В период с 20 по 27 октября демонстрация оружия проходила в Таиланде - “ТАИ-97”, и со 2 по 8 декабря в Малайзии - “ЛИМА-97”.

Не обошлось без проблем. Не так просто в наше время найти дизельную подводную лодку с экипажем, хорошо отработанным не на тренажерах в базе, а в реальных условиях в море. Еще сложней было найти... аккумуляторную батарею для самой лодки. На сегодняшний день на Тихоокеанском флоте десятки подводных лодок простаивают у причалов из-за отсутствия именно этих “агрегатов”. В общем-то в стране они есть, но у флота нет денег, чтобы их приобрести. В конечном счете подводная лодка с экипажем, успевшим в последнее время успешно решить задачи двух боевых служб, была найдена на Камчатке, а новую батарею ей доставили из Санкт-Петербурга. В августе лодка под командованием Юрия Вихрова прибыла во Владивосток, а в начале октября после почти двухмесячной напряженной подготовки вновь вышла в море. И после захода в ПМТО ТОФ Камрань во Вьетнаме взяла курс на главную военно-морскую базу Королевства Таиланд - порт Саттахип.

Впервые за последние 107 лет в таиландский порт зашел военный корабль, который с достоинством продемонстрировал флаг России. Чрезвычайный полномочный посол РФ в Таиланде В. Малыгин, посетивший ДПЛ Тихоокеанского флота, отметил, что “визит крайне своевременен, является прорывом в российско-таиландских отношениях и вполне может служить основанием для их выхода на качественно новый уровень”.

В итоге была достигнута главная цель - Россия вошла в состав потенциальных поставщиков подводных лодок для Таиланда. Этой чести удостоились три государства: кроме России - еще Швеция и Нидерланды. Но учитывая экономические трудности, переживаемые сейчас Таиландом, вряд ли стоит ожидать в ближайшее время заказов на постройку российских подводных лодок для королевских ВМС. Существует мнение, что скорее всего Таиланд постарается взять наши субмарины в аренду. Во всяком случае проработка такого вопроса уже идет, и даже изучается возможность подготовки таиландских экипажей для “Варшавянок” в России. Тем более что такой опыт уже есть. К слову, кроме России в выставке “ТАИ-97” принимали участие корабли 11 государств, в том числе США, Великобритании, Израиля, стран АСЕАН.

После месяца отдыха, проведенного в Камрани, “Б-187” вновь вышла в море и взяла курс на остров Ланкави (Малайзия). Выставка “ЛИМА” проводится 4-й раз. По мнению организаторов и участников, “ЛИМА-97” окончательно сложилась как престижный международный салон авиационной и морской техники и вооружений, участие в котором делает честь любому государству. Кроме России свои подводные лодки продемонстрировали ВМС Турции, Франции и Пакистана. Надводные корабли и катера представили США, Франция, Италия, Великобритания, Индия, Сингапур и многие другие страны (всего 27 единиц). Кстати, субмарины в выставке принимали участие впервые.

Учитывая, что премьер-министр Малайзии доктор Махатхир Мохамад уделил нашей лодке почти 30 минут своего времени (на турецкую и пакистанскую вообще не зашел), наши шансы “завоевать” эту страну расцениваются высоко. Кстати, в Малайзии нашу лодку посетили также три султана и три министра. Нелегко пришлось первому заместителю командующего Тихоокеанским флотом вице-адмиралу Валерию Чиркову, являвшемуся старшим перехода и консультантом ГК “Росвооружение”. В рекордно короткие сроки он принял участие в 5 ланчах, 5 обедах, 6 официальных приемах и 2 торжественных церемониях, а в конце концов еще и дал ужин в честь командующего седьмым флотом США.

Несмотря на успехи, достигнутые в ходе проведенных выставок нашими моряками, существует опасение - все они будут сведены на нет разразившимся в странах Юго-Восточной Азии крупнейшим экономическим кризисом. Многие из них, в том числе и Малайзия, уже сделали заявления о том, что вынуждены будут пересмотреть некоторые свои программы, касающиеся закупки вооружений. Кроме того, представители Индонезии, Сингапура, Филиппин, Малайзии и Таиланда неоднократно высказывали мнение, что позиция России на рынке подводных лодок в данном регионе будет более выигрышной, если последняя сумеет в ближайшее время представить лодки, подобные “Варшавянке”, но меньшего водоизмещения. Учитывая сегодняшнее состояние отечественной “оборонки”, вряд ли это реально. Правда, заставить страны Юго-Восточной Азии приобретать субмарины именно “нашего” водоизмещения может позиция Китая. Буквально на днях в КНР поставлены еще две российские подводные лодки типа “Варшавянка”.