В тайге заблудился призрак инвестиций
Приморский лесной комплекс всегда ориентировался на экспорт. Наше зеленое богатство зримо в “зеленых” и выражается. За 9 месяцев нынешнего года валютная выручка от поставок леса из приморских портов вылилась в 250 миллионов долларов. Для сравнения: занимающая 2-е место по данному показателю мощная рыбная промышленность “сделала” около 170 миллионов.
Пилим сук, на котором сидим
Приморский лесной комплекс всегда ориентировался на экспорт. Наше зеленое богатство зримо в “зеленых” и выражается. За 9 месяцев нынешнего года валютная выручка от поставок леса из приморских портов вылилась в 250 миллионов долларов. Для сравнения: занимающая 2-е место по данному показателю мощная рыбная промышленность “сделала” около 170 миллионов.
Но вместо процветания отрасль с каждым годом приходит в упадок. По словам генерального директора холдинговой компании “Приморсклеспром” Виктора Дорошенко, большинство базовых деревообрабатывающих предприятий края практически остановилось, лесозаготовители тоже влачат жалкое существование. Проводить техническое перевооружение и реконструкцию им не позволяет отсутствие государственных инвестиций и собственных денежных средств. Кризисная ситуация в одной из самых валютоемких отраслей края привела к тому, что только за первое полугодие спад в производстве пиломатериалов в среднем составил 30, а деловой древесины - 12-15 процентов. Общая кредиторская задолженность предприятий комплекса в стране достигла 23 триллионов рублей. Специалисты называют несколько основных причин, по которым лесная промышленность взялась трухой. Она и раньше не отличалась наличием современного оборудования, а сейчас ее техническая отсталость стала просто угрожающей. Износ лесозаготовительного парка составляет 60 и более процентов. Степень механизации труда не превышает 40 процентов от показателя 1988 года, а производительность находится на уровне 60-х. За последние 5 лет резко сократились капиталовложения: в лесозаготовительную промышленность - в 16, в деревообрабатывающую - в 5 раз. В результате отрасль за эти годы потеряла 32 процента своих мощностей. Многие предприятия используют еще довоенную технику. Кроме того, оказались разорванными традиционные технологические цепочки, включающие в себя все виды работ: начиная от рубки леса и заканчивая вывозом продукции за рубеж. Потребители сырья лишились поставщиков, а последние, в свою очередь, потеряли привычные рынки сбыта. Все это сказалось на конкурентоспособности нашей продукции. Главный и окончательный удар по отрасли, считает Виктор Дорошенко, нанесла демпинговая политика экспортеров, в результате которой на мировом рынке сложилась неблагоприятная конъюнктура.Топорный экспорт подрубил рыноk
Сейчас в японских портах в очередной раз скопился 2-2,5-месячный запас древесины с российской стороны. Развитая индустрия соседней страны просто не в состоянии ее переработать. Неравномерные поставки, залповые выбросы сырья на рынок привели к тому, что в последние годы цены на наши “фирменные” твердолиственные породы продолжают уверенно снижаться. Например, только в течение 1996-го кубометр пиловочника 1-2 сорта в среднем “упал” на 50-80 долларов.
Львиную долю экспорта у нас всегда составляли круглый лес и пиломатериалы. Хорошего в этом, конечно, мало. Страны с развитыми технологиями предпочитают поставлять древесину, подвергнутую глубокой химической обработке. При вдвое меньшем объеме заготовок сырья валютная выручка у них в 2,5 раза превосходит российскую. Но во времена “вертикального” строения отрасли в своей нише мы доминировали на рынке (благо, богатые природные ресурсы позволяют), диктуя ему собственные цены. Часть средств централизованно направлялась на развитие производства. После отмены института спецэкспортеров в прибыльный бизнес кинулись все кому не лень. “Жучки-короеды” буквально изгрызли тайгу. Только в официальном порядке вывозом леса за рубеж в Приморье занимаются около 150 фирм. По мнению специалистов, большинство из них ринулись на внешний рынок настолько неподготовленными, что был подрублен весь складывающийся десятилетиями экспортно-импортный баланс. Это привело к резкому снижению цен и ощутимому истощению сырьевой базы. Наглядным примером служит ситуация по поставкам твердолиственных пород в Японию: при годовой потребности страны в 320-330 тысяч кубометров мы выбрасываем туда 450. По некоторым данным, порядка 40-50 процентов лесопродукции сейчас вывозится по демпинговым ценам и с нарушением валютного законодательства. Поставки “кругляка” в Японию, Южную Корею и особенно КНР стали профессиональными - но только в криминальном плане. Лес за “наличку” на корню скупается по бросовым ценам доморощенными и китайскими коммерсантами и вагонами перегоняется за рубеж. Скрытые рубки таких дорогих пород, как дуб и ясень, превышают объемы разрешенных примерно в 2 раза. Дремучая ситуация заставила ведущие компании края принять решение о создании Приморской ассоциации лесопромышленников. На днях состоялось ее учредительное собрание. Как подчеркнул на нем первый вице-губернатор Валентин Дубинин, “консолидация сил должна направить ситуацию в отрасли в цивилизованные рамки, помочь в разработке концепции развития лесного комплекса всего региона”. Среди основных задач ассоциации: сохранение и развитие сырьевой базы, контроль и регулирование экспорта, проведение инвестиционной политики.Пора постучать по дереву
Приморский край считается одним из наиболее привлекательных регионов страны по привлечению серьезного капитала в лесопромышленный комплекс. Среди достоинств местного инвестиционного климата специалисты выделяют: значительные массивы готовых для вырубки ценных пород, наличие квалифицированной рабочей силы, относительно развитую инфраструктуру и, самое главное, выгодное географическое положение - близость крупных морских портов и границ с зарубежными потребителями. К слову, наряду с Финляндией и Швецией Япония и Южная Корея входят в четверку основных импортеров российского леса.
Сегодня уже получили развитие несколько привлекательных проектов. В частности, на территории свободной экономической зоны “Находка” создано новое предприятие по переработке древесины АО “Леспром-Находка”. Его учредителями с равными долями уставного капитала выступили административный комитет СЭЗ, АО “Находкинский лесной порт”, судоходная компания “Антей”, ассоциация “Северное Приморье” и холдинг “Приморсклеспром”. Как предполагается, предприятие будет специализироваться на углубленной переработке древесины по современным технологиям, включая выпуск пиломатериалов и целлюлозы. То есть сделана попытка уйти от традиционных поставок на рынок необработанного “кругляка”. Уже сейчас под кредиты “Инкомбанка” предприятие приобрело в Японии 2 лесовоза. По мнению Виктора Дорошенко, собственный фрахт (который очень выгоден) станет логичным продолжением полной технологической цепочки и позволит акционерному обществу регулировать уровень цен. В свободной экономической зоне начато также строительство первого на Дальнем Востоке специализированного лесного порта. В середине 1997-го должен состояться пуск первой очереди. На сегодняшний день в Швеции закуплено современное оборудование. Проектная мощность предприятия - 2 миллиона кубометров древесины в год. Тем не менее зарубежные инвесторы пока держат затяжную паузу. Многочисленные межправительственные соглашения, в частности широко разрекламированный меморандум между “Рослеспромом” и Эксимбанком США на привлечение 1 миллиарда долларов, пока отражаются в тайге только эхом. По данным специалистов Приморской ассоциации лесопромышленников, инвесторы выражают большую готовность работать с региональными структурами. А для этого необходим целый комплекс мер по преодолению несостоятельной экономической стратегии в отрасли. Предложения приморских лесопромышленников переданы в правительственную комиссию по оперативным вопросам под председательством первого вице-премьера РФ Алексея Большакова. Сейчас там создана межведомственная группа по разработке комплекса мер, касающихся структурной перестройки отрасли. Среди них, в частности, не исключается и введение количественных ограничений на экспорт лесобумажной продукции для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции на внешнем рынке. Сами по себе инвестиции в наши леса не придут. Если не создать в тайге благоприятный экономический климат, они там просто заблудятся.Автор: Алексей Распутный, Вячеслав Воякин (фото), “Владивосток”