ДОСААФ жив!

Школа патриотов ищет понимания и финансирования

31 авг. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2995 от 31 авг. 2011
528439c8bdc5a59f03af370e0d69bba7.jpg

В августе исполнилось 50 лет со дня рождения Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту СССР (ДОСААФ СССР). Эта организация появилась в 1951 году после объединения самостоятельных обществ – ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ, аббревиатуры которых расшифровываются без особого труда.В свою очередь, эти структуры образовались в 1948 году после упразднения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахима), существовавшего с 23 января 1927 года.Как Феникс из пепла…50¬летие ДОСААФ в Приморье в общем­то не заметили. Не было ни праздничных колонн спортсменов, ни автопробега «по бездорожью и разгильдяйству», ни рекордных прыжков парашютистов, ни массового заплыва в Амурском заливе (акулы тогда еще нас не терроризировали) в честь этой круглой даты. Отсутствовал и энтузиазм народа: многие из поколения 30¬летних граждан нашей страны сегодня даже не подозревают о существовании этого добровольного и когда­то весьма массового военно¬спортивного общества. Между тем еще три десятилетия назад, во времена Советского Союза, ДОСААФ был так же известен, как комсомол, пионерская организация или профсоюзы. Только более популярен. В СССР большинство юношей перед призывом на воинскую службу получали ту или иную военную специальность на курсах ДОСААФ.Можно сказать без преувеличения, что это была организация¬монстр, с которой считались и которую уважали. В честь нее даже выпускались почтовые марки.В конце 1980¬х годов в структуру Приморской краевой организации ДОСААФ входило – вы только задумайтесь над этими цифрами – 9 автомобильных и технических школ, 4 спортивных клуба, детская юношеская спортивно­техническая школа, 37 городских и районных советов, более 2,5 тысячи первичных организаций, 35 районных и городских спортивно­технических клубов. На его «балансе» числились: спортивный комплекс¬стадион «Патриот», 9 трасс для мотоспорта, 4 картодрома, 3 кордодрома, 307 стрелковых тиров, 467 автомобилей, 1509 мотоциклов, 37 дельтапланов, 65 единиц водно­моторной техники, 3,5 тысячи малокалиберных винтовок и много чего еще. В крае культивировалось 16 авиационных, технических и военно¬прикладных видов спорта.Жители и гости Владивостока наверняка помнят лозунг «ДОСААФ – школа патриотов», выложенный из огромных железных букв на крыше краевого офиса оборонного общества, кирпичной 9¬этажки на проспекте 100 лет Владивостоку, 75а. Когда¬то этот слоган¬монстр был ориентиром и своеобразной визитной карточкой микрорайона Вторая Речка.Нынче этих букв нет, даже железо не вечно. Но ДОСААФ жив! И даже успешно функционирует, невзирая на смену в стране политического курса, рыночную экономику, кризис, ликвидацию ряда районных и городских советов ДОСААФ, большого количества первичных организаций, а также прекращение централизованных поставок спортивной техники из базы центрального комитета ДОСААФ. Кстати, в начале 90¬х годов все досаафовские тиры были закрыты, а спортивное оружие изъято милицией. Тогда же в краевом совете ДОСААФ прошли массовые сокращения специалистов, а само общество в сентябре 1991 года было переименовано в Российскую оборонную спортивно­техническую организацию (РОСТО). Чтобы 15 октября 2003 года на IХ внеочередном съезде РОСТО вновь преобразоваться в ДОСААФ, только уже не СССР, а России.Дорогая моя земляСогласно последним данным, в Приморье действуют 12 местных отделений ДОСААФ России, одно – региональное, пять спортивных школ, два авиационных спортивно­технических клуба (в Арсеньеве и поселке Новонежино) и один краевой спортивно­технический клуб. Те, кто «выжил», возрождают традиции военно¬патриотического воспитания молодежи. Хотя это не так просто: ДОСААФ по¬прежнему существует за счет членских взносов, редкой спонсорской помощи, скромных отчислений из бюджета страны и государственных субсидий. При этом свой материальный фонд – те же обучающие тренажеры – общество обновляет за собственный счет.– Наше основное направление деятельности – подготовка специалистов по воинским учетным специальностям. Мы выполняем государственный оборонный заказ, готовим призывников к службе в армии. С этого года мы стали получать субсидии на подготовку этих специалистов. Мы сначала обрадовались, думали, что и выживать будем за счет субсидий. Но они не покрывают затрат школы на подготовку специалистов. Обучение одного призывника на водителя категории «С» по калькуляции стоит от 35 до 40 тысяч рублей. Субсидия покрывает всего 14 тысяч этих расходов. Правда, сейчас решается вопрос в министерстве обороны, чтобы нам дополнительно компенсировали какую¬то часть понесенных затрат. В том числе – и это самое главное – земельный налог, – рассказал корреспонденту «В» председатель Приморского отделения ДОСААФ России Сергей Никулин. Он уже три года у руля краевого отделения общества.Земельный налог – не тема для праздничного разговора, и все­таки Сергей Александрович не мог ее не затронуть: наболело. Дело в том, что 30 декабря 2010 года вышло постановление, согласно которому налог на землю для таких организаций, как ДОСААФ, увеличился в 4,5 раза. Если до этого краевое отделение ДОСААФ России ежегодно платило 2 млн 100 тысяч рублей за 5,8 га земли, на которой расположены головной офис краевого отделения общества, жилые и хозяйственные постройки, то сейчас налог на землю подскочил до 9 млн рублей! Вот и ломает Сергей Никулин голову, как поступить с землей. В данное время она находится у ДОСААФ в бессрочном пользовании, и до конца года ее надо либо выкупить, либо взять в аренду. В прошлом году 5,8 га досаафовского надела стоили 147 млн рублей, в этом – 610 млн. Можно, конечно, взять землю в аренду, но даже при минимальной арендной ставке в 2 %, это будет 12 млн рублей в год. Для Приморского отделения ДОСААФ это неподъемная сумма: общество – не коммерческая организация. Ему бы подставить плечо, а не топить, как это сделали депутаты в Амурской области, снизив ставку земельного налога для тамошнего отделения ДОСААФ до 0,2%. А освободившиеся средства были направлены на развитие военно¬прикладных видов спорта, на обучение подрастающего поколения военным специальностям. В Хабаровске ДОСААФ платит всего 0,1 % от кадастровой стоимости участка, который занимает. В Приморье ДОСААФ платит за землю 1,5 %, то есть по максимуму, как коммерческое предприятие. Сергей Никулин, кстати, обращался в ЗС Приморья с просьбой снизить ставку земельного налога для возглавляемой им организации, но его не услышали. Отчего такая «любовь» у народных избранников к военно¬оборонному обществу, которое занимается подготовкой будущих защитников России (читай – обороноспособностью государства), непонятно.В 2011 году в Приморье была принята пятилетняя программа допризывной подготовки молодежи, но ее финансирование из краевого бюджета начнется только с 2012 года. Между тем согласно этой программе Приморское отделение ДОСААФ России обязано участвовать во всех ее мероприятиях. Только как ее реализовывать без денег в текущем году, непонятно. Скорее всего, за счет общества.Получите госзаказСегодня Сергей Никулин возлагает надежды на госзаказ Приморскому отделению ДОСААФ, который в 2011 году составил 1355 человек. Правда, выполнить его нереально: допризывников нынче раз­два и обчелся. Тому виной – демографическая яма из¬за снижения рождаемости в 90¬х годах прошлого века.– В этом году планируем выполнить госзаказ по максимуму – на 70 %. Нет призывного ресурса, а людей дай! Чтобы выполнить такой огромный заказ, нас должны обеспечить техникой. Причем той техникой, которая в настоящий момент в войсках. Мы сейчас учим ребят на «ЗИЛ¬131», а нужны современные «КамАЗы» и «Уралы». Но нам предлагают технику от 20 лет и старше! – говорит Сергей Александрович.И в то же время, по его словам, намного лучше обстоит дело с машинами для владивостокской автошколы ДОСААФ, где есть авто на любой вкус: хоть с левым рулем, хоть с правым, хоть с ручной коробкой передач, хоть с автоматической, с бензиновым двигателем и с дизелем. Дело в том, что Владивостокская объединенная техническая школа ДОСААФ России, созданная в 1966 году, – самостоятельное юридическое лицо, и только ее начальник (сейчас это Сергей Очковский) решает, приобретать для своей организации ту или иную технику или нет. В том числе и самые современные обучающие тренажеры. Наверное, в этом секрет популярности автошколы у жителей Владивостока, особенно у его прекрасной половины: большая часть курсантов – девушки и женщины.На вопрос, как ДОСААФ работает с госавтоинспекцией, Сергей Никулин отвечает прямолинейно:– По многим вопросам полное взаимопонимание. Во Владивостоке, Лесозаводске, Спасске¬Дальнем, Артеме ГИБДД принимает экзамены у курсантов автошкол на наших автодромах. С прошлого года ДОСААФ России стало общественно­государственной организацией. Поэтому ГИБДД нет смысла работать с частными организациями: мы государственная организация и они государственная организация. Кроме того, многие сотрудники госавтоинспекции в свое время учились на курсах ДОСААФ.Как бы там ни было, но дальнейшая судьба Приморского отделения ДОСААФ мне видится оптимистичной. Полагаю, что земельный вопрос разрешится¬таки в пользу оборонно¬спортивного общества. Нельзя обороноспособность страны переводить на доллары и рубли! И так почти всю Россию продали или отдали в аренду. Если задушить общество непомерными налогами, то кто тогда будет ставить подрастающее поколение на рельсы патриотизма? Кто будет учить молодежь любить и защищать свою Родину? Герои заокеанских крутых боевиков? Вряд ли, у этих парней свои интересы. Хорошо, что еще есть в Приморье люди, которые это понимают.На днях на альянс с ДОСААФ пошли приморские реестровые казаки, Сергей Никулин встречался с атаманом Уссурийского казачьего войска Олегом Мельниковым. Казакам было предложено, во¬первых, войти в состав Совета общества. Во­вторых, сформировать два­три взвода из казачков¬допризывников для дальнейшего обучения в Кавалеровской школе ДОСААФ на водителей категории «С» за счет государственной субсидии. План по совместной работе уже на согласовании.

Автор: Сергей КОЖИН