Бензин не успеет подешеветь

России грозит новый топливный кризис?

27 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2975 от 27 июль 2011
России грозит новый топливный кризис?Российский рынок на пороге очередного топливного кризиса. К такому мнению пришли в Роснефти в ответ на инициативу ФАС снизить цены на моторное топливо. Компания, являющаяся основным поставщиком ГСМ в регионах, утверждает, что оптовый рынок пуст, а игроки терпят убытки. Трейдеры подтверждают опасения нефтяников, а ФАС подозревает участников рынка в новом сговоре. Снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), может обернуться для российского рынка второй волной топливного дефицита. Такие выводы содержатся в письме, которое Роснефть направила на прошлой неделе в ФАС, сообщил «Газете.Ru» источник в нефтяной отрасли, знакомый с текстом документа.«Несмотря на падение мировых цен на нефть, цены на моторное топливо выросли на 7%», – цитирует источник письмо нефтяников. «Кроме того, движение цен в одну сторону обязательно компенсируется колебанием в обратную. Дальнейшее снижение цен может вызвать увеличение региональных продаж и привести к ажиотажному спросу и вымыванию бензина с рынка», – говорится в письме.«На бирже спрос в несколько раз превышает предложение, на спотовом рынке крайне мала доля предложений. Это свидетельствует о возможности очередного витка топливного кризиса», – считает замдиректора по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков.Ряд аналитиков, опрошенных Reuters, согласен с возможностью второй волны бензинового дефицита, однако причина, по которой это может произойти, несколько иная. Трейдеры утверждают, что Роснефть, которая является основным оптовым поставщиком топлива, в течение последних месяцев не выводила его на биржу, а полностью снабжала свои розничные сети.Возвращение бензинового кризиса прогнозируют и в правительстве, несмотря на июньские заявления вице-премьера Игоря Сечина и премьер-министра Владимира Путина, который вообще назвал возможность повторения сценария «нонсенсом».Между тем ФАС настойчиво требует от нефтяных компаний продолжить снижение цен на моторное топливо. В июне антимонопольное ведомство направило восьми крупным игрокам рынка ГСМ (Роснефть, ЛУКойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпромнефть, Татнефть, Башнефть, Альянс) предупреждение о необходимости снижения цен на бензин и дизельное топливо. По мнению ФАС, в результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок ввозных пошлин цены на внутреннем рынке должны измениться до экономически эффективного уровня.