У кораблей, как и женщин, возраст имеет значение

Спасательные жилеты не просто должны быть на пассажирских судах, их еще надо уметь правильно надеть и знать, куда бежать в них

19 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2970 от 19 июль 2011
3a221eefa6e2662e04837b881fa795e9.jpg С причиной стремительного крушения «Булгарии» еще не определились, но уже сейчас эксперты перечисляют множество нарушений, каждое из которых, может, и не привело бы к катастрофе, но все вместе они помогли смерти собрать скорбный урожай.Спасательные жилеты не просто должны быть на пассажирских судах, их еще надо уметь правильно надеть и знать, куда бежать в них.– Это международные требования: не позже чем через 24 часа после отхода судна из порта необходимо провести учения с пассажирами, – комментирует президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. – Они должны уметь правильно надеть спасательные жилеты, знать приписанную к его каюте шлюпку и кратчайший путь к ней. Как правило, по громкой связи объявляют учебную тревогу, все пассажиры собираются на шлюпочной палубе и члены экипажа проводят инструктаж: рассказывают о мерах безопасности, показывают, как садиться в шлюпку. Обеспеченность пассажирских судов шлюпками должна быть стопроцентная. На грузовых судах их можно спускать с одного борта, на пассажирских – с обоих бортов. Посадочных мест должно хватать на всех пассажиров и экипаж. Кроме того, на «пассажирах» должны дополнительно устанавливаться спасательные плоты, чтобы в случае крена на один борт (с него уже шлюпки не спустишь) можно было бы ими воспользоваться. Тем более что для спуска на воду спасательных плотов не требуется прибегать к помощи судовых механизмов.Комментируя случившееся с «Булгарией», ряд экспертов, даже морские специалисты, не считают возраст судна причиной трагедии. Да и арестованный ведущий эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов не признал своей вины. «Я работаю 20 лет и знаю, что такое годное судно, а что такое – нет», – передают СМИ его заявление на заседании суда. – Когда я увидел по телевизору, как некто в погонах с большим количеством звезд уверял, что «Булгария» была в пригодном для плавания состоянии, то сразу сказал: это болтовня, – возмущается Осичанский. – Когда пароходу 56 лет, он уже в принципе не годен. Тем более в наше время, когда коммерсанты безбожно экономят на ремонте.Петр Осичанский, автор книги о трагедиях на море «Спасите нас на суше», проводит прямую аналогию катастрофы на Волге с кораблекрушением почти тридцатилетней давности. В 1986 году, в 4 км от берега, в Цемесской бухте, столкнувшись с балкером, затонул «Адмирал Нахимов». Из 1234 пассажиров и членов экипажа спасти удалось 836 человек. Жертв было бы много меньше, если бы судно не ушло стремительно под воду. – Спущенному с немецких стапелей пароходу «Берлин» (отметим: построенному из лучшей в мире крупповской стали), доставшемуся Союзу после разгрома фашистов и названному «Адмиралом Нахимовым», на тот момент исполнился 61 год, – рассказывает Осичанский. – От старости у него сгнили внутренние переборки, и эксперты посчитали этот технический недостаток одним из главных «виновников» случившегося. Ведь далеко не каждое судно тонет после столкновения – всего 3¬4 процента. Даже в результате самых страшных катастроф и гибельных столкновений суда уходили на дно не за 7¬8 минут, а за 2¬3 часа. Потому как поперечные водонепроницаемые переборки, делящие внутренность на отсеки, обеспечивают плавучесть судна. Если в результате пробоины или по причине открытых иллюминаторов несколько помещений зальет водой, судно все равно будет держаться на плаву, не затонет и не затянет за собой людей, пытающихся выплыть. Кстати, к такому пониманию конструкторы пришли после гибели печально известного «Титаника». По поводу крушения «Адмирала Нахимова» провели масштабное расследование. Тогда, в советское время, разговор был короткий: разом лишились должностей не стрелочники, а высокие чины, в том числе министр Морского флота СССР, директор Черноморского пароходства. Сегодня, по мнению Осичанского, сложившуюся ситуацию с техническим освидетельствованием судов можно сравнить с прохождением техосмотра автомобилей, разница лишь в сумме, которую отдают владельцы за заветный талон. Далеко не весь автотранспорт исправен, но, заплатив некую сумму, владелец получает документы на «ведро с гайками», то есть такое же дерьмо, как «Булгария». По слухам из судоремонтных заводов Приморья, ведомства, отвечающие за выход из портов судов в пригодном состоянии, в лихорадочном темпе проверяют бумаги, подписанные ими за последние 5 лет. Все ли, дескать, по правилам оформлено, нет ли каких недочетов. Видимо, ждут проверку. Дальневосточная прокуратура начала сбор информации о нарушениях на водном транспорте с помощью пассажиров.А премьер Владимир Путин недавно заявил о необходимости строгого контроля за соблюдением правил выпуска в плавание и использования судов, чтобы предотвратить в будущем трагедии, подобные происшедшей с теплоходом «Булгария». И то верно – вся история кораблекрушений гласит: все катастрофы начинаются на суше...