Пролетая над гнездом «Транснефти»
Корреспондент «В» увидел грандиозное строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» из кабины вертолета
Корреспондент «В» увидел грандиозное строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» из кабины вертолетаСтроительство второй очереди трубопровода ВСТО, по которому нефть с месторождений Восточной Сибири будет доставляться в приморский порт Козьмино, вступает в завершающую фазу.От Москвы до Козьмино – 70 километров…Наш «Ми8» садится на поляну неподалеку от села Новая Москва в Шкотовском районе, где нитка нефтепровода ВСТО¬2 прорезает Уссурийскую тайгу. Мы находимся на 4666¬м километре от начала нефтяной трубы и в 73 километрах от ее конечной точки – спецморнефтепорта в Козьмино. Здесь вовсю кипит работа: тяжелая техника поднимает одну секцию нефтепровода за другой, после чего к делу приступают сварщики. Метр за метром трасса нефтепровода приближается к берегам Тихого океана. – Юг Приморского края является наиболее сложным участком на трассе ВСТО¬2 с технической точки зрения, – говорит начальник участка строительства №3 ООО «Дальневосточная строительная дирекция» Ульфат Хужахметов. – Здесь значительные перепады высот, что требует большого объема взрывных работ. Тем не менее в месяц нами строится по 12¬15 километров трубопровода. По словам Ульфата, несмотря на все сложности, проект ВСТО¬2 является одним из самых интересных в его карьере. Куда отправится после завершения стройки, бригадир строителей пока не знает – говорит, что у него есть возможность остаться работать на эксплуатации трубы, но ему больше по душе строительство. А строят нефтепровод с полной самоотдачей: каждая рабочая смена длится по 12 часов с перерывом на 1 час для приема пищи. Уровень зарплат у строителей ВСТО заметно выше, чем у жителей районов, по которым проходит нефтепровод. На бытовые условия строители этого участка ВСТО тоже не жалуются: для них оборудован полевой городок со столовой, баней и спортивной площадкой. Как это делаетсяУпрощенный алгоритм прокладки нефтяной трубы выглядит следующим образом. Сначала делается просека шириной 50¬60 метров, на которой оборудуется временная дорога для доставки секций трубопровода к месту сварки. Затем секции трубы привариваются друг к другу и укладываются в специально вырытую траншею, после чего ее закапывают. При пересечении трубопровода с автомобильными и железнодорожными трассами применяется метод направленного бурения. Затем в пробуренный под дорогой «тоннель» заводят защитный кожух и уже через него с помощью направляющих колец пропускают саму нефтяную трубу. При строительстве ВСТО особое внимание уделяется вопросам экологической безопасности. Трасса Восточного нефтепровода на всем своем протяжении будет оснащена датчиками для своевременного обнаружения утечек.В целях бесперебойного электроснабжения рядом с нефтяной трубой строится линия электропередачи – правда, провода на нее пока не вешают, опасаясь охотников за металлом из близлежащих деревень. Также параллельно нефтепроводу будет идти оптико¬волоконная линия связи. В процессе утверждения проектной документации схема трассы будущего нефтепровода претерпела более двухсот изменений: по требованию общественности трубу удалили от заповедных территорий и водозаборов. К сожалению, строительство нефтепровода потребовало вырубки 14 тисов в одном из районов Приморья – это был третий случай, когда Минприроды дало разрешение на рубку краснокнижных деревьев (два других выданы на олимпийских стройках Сочи. – Прим. автора). Однако взамен срубленных нефтяники высадили 150 новых тисов, за которыми и ухаживают. В некоторых районах Приморья на трассу нефтепровода выходили хозяева Уссурийской тайги – тигры, однако случаев нападения полосатой кошки на строителей ВСТО, слава богу, не было. А вот стычки с местными жителями пусть и редко, но имели место. Причина разборок банальна – женщины… По словам пресс-секретаря ООО «Дальневосточная строительная дирекция» (эта структура является заказчиком¬застройщиком по проектированию и строительству объектов ВСТО¬2) Алены Ортман, на сегодняшний день сварено 87 процентов приморского отрезка нефтепровода. Дотянуть нитку ВСТО до тихоокеанских берегов планируется уже к концу 2011 года, а на следующий год запланированы пусконаладочные работы. Первая нефть по ВСТО¬2 должна пойти в конце 2012 года. Танкер среди лесов Следующую остановку вертолет делает в окрестностях поселка Тигрового Анучинского района, где на срытой вершине одной из сопок возводится нефтеперекачивающая станция № 41. Строительство этого объекта сейчас в самом разгаре, поэтому число задействованных людей впечатляет – здесь трудится около 600 человек. По словам руководителя обособленного подразделения «НПС № 41» ООО «Велес¬строй» Андрея Рыбкина, половину из них составляют приморцы. Персонал станции после окончания строительства составит порядка 120 человек. Всего на трассе нефтепровода ВСТО¬2 будет построено восемь нефтеперекачивающих станций. НПС № 41 станет последней перекачивающей станцией перед терминалом в Козьмино и крупнейшей в Приморском крае. Фактически это будет отдельный город посреди тайги с собственной системой жизнеобеспечения. Помимо оборудования для перекачки нефти здесь расположатся два резервуара на 50 тысяч кубометров нефти каждый – этого запаса вполне достаточно, чтобы наполнить емкости средних размеров танкера. Вокруг этих «танкеров в лесу» насыпан земляной вал, чтобы в случае разлива нефти она не растеклась по всей станции. Впрочем, вероятность катастрофы крайне низка – все объекты ВСТО строятся с учетом возможного 8¬балльного землетрясения. – Даже если такое землетрясение произойдет, резервуар устоит благодаря усиленному фундаменту, – уверяет Михаил Мананников, замначальника штаба строительства № 13 ООО «ДВ строительная дирекция». – Кроме того, на станции будет создано пожарное депо. А тем временем на нефтяных резервуарах«пятидесятитысячниках» вовсю кипит работа. И хотя один из приехавших на строительство телекорреспондентов представил огромный нефтяной резервуар доверху наполненным бражкой, рабочим, занятым на строительстве НПС, подобные мечты чужды – на территории станции царит сухой закон. За его нарушение могут и домой отправить.Справка «В» К строительству трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» компания «Транснефть» приступила в апреле 2006 года. После завершения строительства второй очереди нефтепровод ВСТО станет самым длинным в мире. Его общая протяженность составит 4739 км, в том числе второй очереди – 2045 км. Протяженность приморского участка ВСТО составит 546,7 км, линейная часть нефтепровода пройдет по 11 районам края. Управление приморского участка ВСТО, ремонтная служба и база производственного обеспечения расположатся в Дальнереченске.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»