Недетский лепет

По единому телефонному номеру можно пожаловаться на жестоких родственников и спросить совета по поводу отношений с одноклассниками

26 май 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2939 от 26 май 2011
90815b221474b60d73bcf9d49b26c269.jpg По единому телефонному номеру можно пожаловаться на жестоких родственников и спросить совета по поводу отношений с одноклассниками.На состоявшейся на минувшей неделе в администрации Приморского края пресс-конференции, посвященной Международному дню детского «телефона доверия», присутствовали представители департамента образования, управления культуры, департамента социальной защиты населения, социально-реабилитационного центра «Парус надежды». Все собравшиеся рассказывали о своем вкладе в формирование службы «телефона доверия» и о мероприятиях, запланированных к Дню телефона. Как заметила уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае Наталья Хворостяная, бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи играет важную роль в решении задач, поставленных президентом в послании.В нашем крае служба «телефона доверия», созданная силами департамента образования края, действует на базе коррекционной школы №2 города Владивостока. Три специально обученных специалиста с высшим психологическим образованием и высшей категории принимают звонки от детей и их родителей. И еще четыре психолога, получивших специальную подготовку, принимают звонки по этому же номеру, только на базе социально­-реабилитационного центра «Парус надежды». Всего с сентября на «телефон доверия» края поступило более 4000 звонков.По словам специалистов, не каждый ребенок может рассказать родителю о своих проблемах. Им нужен взрослый, но посторонний человек, от которого можно получить нужный совет, которому легче признаться в своих бедах и можно просто выговориться. Причем рассказать обо всем. О несложившихся отношениях с одноклассниками, о конфликтах с учителями, о непонимании родителей. Кстати, мамы и папы звонят по этому номеру не менее активно.Впрочем, разговорами по телефону деятельность службы не ограничивается. Широко проводится разъяснительная работа с сотрудниками и воспитанниками общеобразовательных учреждений. Специалисты разъясняют им цель создания телефона, по каким вопросам можно и нужно обращаться в эту службу. Оформлены информационные стенды. На родительских собраниях обсуждаются особенности поведения подростков, вопросы воспитания. А к неблагополучным семьям специалисты службы приходят на дом: дабы не пропустить детей, попавших в трудные ситуации. – Проводится День звонка во всех районах края, – продолжила тему заведующая отделом по делам семьи и детей администрации Приморского края Ольга Храпченкова. – То есть родители могут не только позвонить, но и прийти, пообщаться со специалистами. И необходимость в этих встречах огромная: зачастую познания родителей в вопросах воспитания детей ужасающе ограниченны. Дочери и сыновья должны учиться и помогать по дому – этим их воспитательные тезисы и ограничиваются.Собственно служба «телефона доверия» для жителей края – не новшество. Еще в 2000 году на базе социально­реабилитационного центра «Парус надежды» был создан шестизначный номер, и за прошедшие десять лет по нему обратились десятки тысяч детей и их родителей.– На наш телефон звонят люди, которые нуждаются в помощи, сочувствии, но не знают, где их еще искать, – рассказывает руководитель центра Татьяна Гольцова. – Сейчас идет процесс распада внутрисемейных связей: родители не понимают своих детей, а ребята перестают доверять своим родителям, высмеивают их ценности, отдаляются от семьи. Хотя должны уважать и гордиться своими отцами и матерями. Родители спрашивают: почему это произошло, мы ведь все делаем для них?.. Иногда подобные беседы длятся час, и прерывать их ни в коем случае нельзя, ведь если человек смог раскрыться, это дорогого стоит. Он пересказывает ситуацию, а значит, переосмысливает ее и, следовательно, может исправить.С введения единого номера, по признанию специалистов, география звонков резко расширилась. Сейчас за помощью обращаются не только жители Владивостока. Звонят из районов, более того, есть звонки (правда единичные) из Хабаровского края, с Чукотки, даже дозваниваются из городов центральной России.По словам психолога «Паруса надежды» Лидии Соколовой, очень часто обращаются дошкольники, причем при пассивном участии родителей – слышно, что включена громкая связь, явно взрослый слушает, что ребенку скажут, посоветуют психологи. Иногда, преодолевая свои страхи, родитель вступает в диалог.На каникулах с появлением свободного времени названивают подростки. Проблемы, которые волнуют их, в большей степени традиционны: как заставить мальчика признаться в любви, как удержать девочку, как помириться с друзьями. Многие обращаются с жалобами: «Со мной никто не хочет дружить, потому что я толстый (или плохо одеваюсь)…». Нередко подростки становятся постоянными клиентами психологов «телефона доверия»: справившись с одной проблемой, они вскоре звонят уже по другому поводу.Самые же благодарные собеседники – по признанию психологов – ученики младших классов. Они расскажут о себе все (чего, в принципе, и не требуется) – как зовут, где учится, где живет. И выполнят все, что им психолог посоветует. А потом еще перезвонят и попросят передать спасибо «той тетеньке, с которой я разговаривал». Значительно меньше звонков от детей, подвергающихся в семье насилию (речь идет в том числе и о физическом наказании). И не потому, что таких случаев действительно мало, просто ребенку зачастую тяжело признаться, что его обижают самые близкие люди. Случаев мало, но тем не менее они есть. Звонят и спрашивают: «Меня папа бьет, куда мне пожаловаться, чтобы он об этом не узнал?». Много звонков с жалобами на жестокое обращение поступает из детских домов, интернатов. И здесь необходимо разобраться и принять необходимые меры. – «Телефон доверия» незаменим, – в этом единодушны все специалисты. – Мы можем отслеживать тех, кому необходима поддержка, причем не только моральная. В наших силах оказать реальную, ощутимую помощь: есть службы помощи семье, есть стационар, куда можно поместить ребенка, если его здоровью или жизни угрожает опасность. – Мы информируем органы опеки о том, что в какой­-то конкретной семье плохо обращаются с ребенком, – поясняет Татьяна Гольцова. – Но иногда, когда ситуация становится опасной, мы самого ребенка приглашаем приехать к нам. Уж лучше к нам, чем на вокзал!Нельзя бездействовать, если звонящий находится в опасности, поэтому одна из основных задач «телефона доверия» – скоординировать работу служб в помощь ребенку и конечно же помочь лично ему выстроить свою линию поведения.Справка «В» 8-800-2000-122 – номер единого «телефона доверия», работающего с прошлого года на территории страны, по которому любой ребенок из любого региона может обратиться за помощью.

Автор: Анжелина ШИЛАН