Взгляд Заугольнова

В приморской государственной картинной галерее открылась выставка графических работ известного приморского художника Анатолия Заугольнова. В экспозицию вошли 36 произведений, созданных в разное время в течение двадцати лет

11 май 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2930 от 11 май 2011
77c654945b8615c1258616fc2e284c3d.JPG В приморской государственной картинной галерее открылась выставка графических работ известного приморского художника Анатолия Заугольнова. В экспозицию вошли 36 произведений, созданных в разное время в течение двадцати лет.Графические серии «Ситуации с сухими листьями», «Ситуации со стульями», «Ситуации у моря», «Ситуации с камнем», «Судьбы деревьев», «Умирающие деревни», «Колодец», «Ситуации в творчестве скульптора» - это больше, чем просто аллегории.- В ситуациях с сухими листьями, у моря, со стульями, с камнем художник сближает героев своих графических листов с людьми, наделяет их характерами, индивидуализирует, проигрывает человеческие взаимоотношения. Настоящий художник может творить, только ощущая дух своей эпохи, ее сложности, чаяния, драматизм, интерес к неизменным человеческим ценностям. Умение видеть за простыми, обыденными вещами постоянное, вечное – сильнейшая сторона творчества Анатолия Заугольнова, - говорит искусствовед Алена Даценко. Пройти мимо графических серий Заугольнова просто невозможно. У каждой работы люди останавливаются, задумываются, находя переклички с собственным опытом, собственной судьбой…Анатолий Павлович уверен, что природа – лучший источник вдохновения…- Все в мире взаимосвязано, - говорит художник. - В листьях вижу я перекличку с жизнью людей. Вот смотрите - «Диктат». Лист дуба, а мелкие листья ореха маньчжурского склонились перед ним. Рабы… Я все это вижу, когда выхожу на природу, она все мне показывает, я только композиционно оформляю. Вот это – «Одинокая». Перед ней на выставке в Нью-Джерси стояла немолодая женщина и рыдала. Говорила: вы нарисовали мою жизнь… А знаете, как возникла эта работа? Я как­то опоздал на электричку в санатории, стоял, думал, что же делать. Пошел назад. Иду – и взгляд зацепился за лист. Что такое? Присмотрелся – точно женщина. Одна. Вот так и родилась картина. Нас окружает мир огромный, нужно только его увидеть, почувствовать красоту. Не понимаю, когда художники погружаются в абстракцию, не выходят вообще из мастерской. Зачем? Идите в мир, в жизнь, смотрите! Там космос, там настоящее!Он сам творит именно так: гуляет по паркам, лесам, по городу, зарисовывает, впитывает увиденное, а потом, ночами, переосмысливает, осознает…Творческая судьба Анатолия Заугольнова сложилась непросто. Сначала все шло вроде бы как должно: художественное училище, выпуск не за горами, и тут…- Беда случилась, - рассказывает Анатолий Павлович. – Неприятно вспоминать, но от того, чтобы руки на себя наложить, был я в одной минутке. Надлом случился. Из 30 выпускников училища нас только двоих рекомендовали к поступлению в институт искусств. Друг мой поступил, а я не смог, да что там, за меня даже дипломную работу в училище друзья делали. Пытался преподавать в Спасске, творчеством совсем не занимался. Пошел на завод работать маляром. 16 лет не брал карандаш в руки. Труд меня к жизни вернул. Всегда говорю: во мне пять процентов таланта было и 95 – труда. Потом – годы прошли! – вдруг потянуло. Стал тихонько акварели писать… Словно копились, аккумулировались в душе Анатолия Павловича те 16 лет творческие силы, задумки… Он не сломался, не стал затворником и букой. В его картинах – яркие эмоции, сильные чувства, заставляющие зрителя думать, сопереживать, откликаться…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ