...И тогда он выстрелил себе в сердце
Тайна «прогрессирующего недуга» Александра Фадеева
В 1943 году Фадеев по личному указанию вождя берется за написание романа «Молодая гвардия», ныне широко известного. Трудился вдохновенно, с огромным творческим подъемом. Еще и потому, как скажет потом сам писатель на одной из прессконференций, что в жертвенном подвиге юных молодогвардейцев он увидит себя, своих друзей из далекой партизанской юности.Роман вышел в 1946-м и имел оглушительный успех. По мнению ряда исследователей, ни одно литературное произведение советской эпохи ни до, ни после не пользовалось таким признанием, как «Молодая гвардия».Но тут случилась беда. Режиссер Сергей Герасимов снял по роману одноименный фильм. При просмотре Сталин обратил внимание, что в картине не отражена руководящая роль партии. На что режиссер, оправдываясь, ответил, что он строго следовал тексту романа, а в романе таковой роли нет…Кончилось тем, что Фадееву пришлось роман переписать, «дополнить». Естественно, вымышленным материалом, так как партийным руководством там и не пахло. Специалисты в один голос отмечают, что вторая редакция получилась хуже. И не столько по причине вплетения в канву повествования партийного заказа. Первоначальный текст был цельным, законченным произведением, а искусственно привнесенные «архитектурные излишества» стали той самой пресловутой ложкой дегтя… Переделка романа сопровождалась погромной критикой в печати, писателю пришлось «признать ошибки». Без пощады к самому себеБеда не приходит одна. Вскоре после «молодогвардейской» эпопеи Фадеев по совету, а точнее, партийному наказу, секретаря ЦК КПСС Георгия Маленкова берется за роман «Черная металлургия». Работа была в самом разгаре, первые главы уже печатались в журнале «Огонек» и получили высокие оценки (см., например, мемуары Ильи Эренбурга «Люди. Годы. Жизнь»), как вдруг выяснилось, что новаторы-металлурги, коих так настойчиво навязывал высокий партфункционер, оказались шарлатанами. Коллеги Фадеева, тот же Эренбург, советовали выйти из ситуации простым, апробированным способом: внести обычные творческие коррективы и преспокойно довести дело до конца.Но у Фадеева, безоговорочно поверившего в высокий партийный заказ, уже не было сил перестроиться. В довершение всего умирает Сталин. Тут-то и подняли головы недруги, завистники. Стали возвращаться из лагерей репрессированные писатели.Превалирует точка зрения, что именно развенчание культа личности Сталина сыграло роковую роль. Но вот какая особенность. Предъявляя сплошь и рядом обвинения в причастности Фадеева к репрессиям коллег по цеху, авторы сих посылов почему не вдаются в подробности. Называют Ивана Макарьева, еще одну-две фамилии… А вот список тех, кого удалось отстоять, гораздо длиннее. Доподлинно известно, что Фадеев не дал добро на арест Петра Павленко, Ильи Эренбурга, Константина Федина, поэта Сергея Васильева – может, поэтому их не тронули? Анна Ахматова, которой так доставалось, в том числе и от самого генсека Союза писателей, напишет однажды Фадееву: «Вы, Александр Александрович, единственный человек, на кого можно положиться в наше трудное время…». Фадеев в течение 14 лет возглавлял союз и на него, как на первое лицо, хотел он того или нет, падала тень за отступления от законности. Другой бы на его месте пережил бы, переморщился, публично осудил бы, а при случае и принес бы извинения. Как говаривал один острослов: кто из нас тогда не колебался и не ошибался вместе с «руководящей и направляющей». Скажем, драматург Николай Погодин после развенчания Сталина тут же внес исправления в пьесу «Человек с ружьем», и «обновленный» спектакль, уже, разумеется, без такого «малопримечательного» персонажа, как Сталин, продолжал, как ни в чем не бывало, ставиться на всех сценах страны. Еще более разительный пример – Константин Симонов. Любимец партии, обласканный Сталиным (при жизни вождя удостоился шести (!) Сталинских премий, а после разоблачений столь же решительно повернул на 180 градусов и получил уже Ленинскую премию). И ничего – никто не укорял, не стыдил, не взывал, да и сам особых комплексов не испытывал. Фадеев же, будучи честным и принципиальным, отвечающим за все, решил таковым оставаться до конца… В последнее время нередко появляются публикации, в которых чуть ли не под микроскопом «препарируются» творчество, жизненный путь и даже быт Фадеева. С кем дружил, а с кем нет, с кем спал, а какой отказал, с кем пил и сколько пил…Самое поразительное другое. Практически никто не обращает внимания на куда более существенное: из сильных литературного мира сего только Фадеев отважился рассчитаться за прошлое столь решительным образом. Что бы там ни говорили, что бы ни «откапывали», а такой поступок сразу все снимает.Завещание-приговорФранцузский писатель Пьер ла Рошель поступил так же, правда, по несколько иным причинам. Уходя навсегда, записал в дневнике: «Писатель должен понимать, что отвечает за свои слова жизнью»…Столь строгий и беспощадный счет предъявил себе и Александр Александрович Фадеев.Вместе с тем предъявил еще один счет – властям предержащим – в том самом таинственно исчезнувшем письме. Только в 1990 году партноменклатура, к тому времени потерявшая все, что можно было потерять, решилась обнародовать Фадеевское послание, ставшее по сути приговором: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы – в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, – физически истреблены или погибли благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40–50 лет.Литература – эта святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, с самых «высоких» трибун – таких, как Московская конференция или XX партсъезд – раздался новый лозунг: «Ату ее!»…Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных… Литература – этот высший плод нового строя – унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти – невежды.Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…»Комментировать этот документ нет смысла, в нем все сказано. Жизнь дала четкий и однозначный ответ, кто оказался прав: партийная бюрократия или писатель-патриот, писатель-гражданин…* Письмо А. Фадеева печатается с некоторыми сокращениями.
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ