Владивосток рукоплескал бабушкам из Петербурга

Великолепные актрисы сыграли на сцене театра Горького современную блокаду

7 апр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2912 от 7 апр. 2011
63dffa72c8fa3cb5c8de686499f36f40.JPG Великолепные актрисы сыграли на сцене театра Горького современную блокадуНа минувшей неделе жителям краевого центра посчастливилось видеть игру замечательного актерского ансамбля: Киры Крейлис-Петровой, Ирины Соколовой и Александра Панкратова-Черного. На сцене горьковского театра шел спектакль «Надоело бояться».…Две пожилые женщины держат оборону в своей собственной квартире, защищая ее от риелторов. Периодически где-то в глубине за кулисами, сотрясая стены, раздаются звуки взрывов, гаснет свет, вызывая ассоциации с военными бомбежками, и уж коли речь идет о Петербурге, то, вероятно, и с блокадой…Интеллигентнейшая, воистину классическая петербурженка Елизавета Ивановна (Ирина Соколова), бабка-оторва по имени Нюра (Кира Крейлис-Петрова) создали отличнейший тандем по производству эмоций: публика то взрывается смехом, то замирает в тишине, сдавливая в горле комок слез. Бабушки (простите меня, великие!) практически три часа живут на сцене: читают стихи, распевают почти нецензурные частушки, отплясывают «Комаринского» (ох, какие Кира Александровна коленца выкидывает, несмотря на свои 79 лет!), прячутся от неприятеля в гробу. А на душе при всем при этом у публики, сидящей в зале, свербящая тоска и обреченность, потому как удается актрисам в простом зрителе разбудить гражданина. Страшно становится и за своих родных, и за себя, и за всю страну… Пресс-конференции актеры не устраивали, была просто беседа. Особый интерес, конечно, к Кире Александровне даже не как к актрисе, а как к автору пьесы. Причем это не первое ее произведение. В 1991 году в Пушкинском театре был поставлен спектакль по пьесе Киры Петровой «Под звуки оркестра», где она сыграла острохарактерную роль жестокой уголовницы, волею судьбы оказавшейся в доме для престарелых. – Ко мне пришла Ирина Леонидовна, – вспоминает Кира Александровна, – сидим за столом, пьем водочку, и она вдруг говорит: «Как бы нам что-нибудь вместе сыграть. Напиши еще пьесу». Пообещала. И, несмотря на то что я очень ленивая, почти незамедлительно взялась, и как-то все быстро и легко получилось.Пьеса-то автобиографическая. Это про ее жизнь рассказывает героиня, это она свое детство провела в блокадном Ленинграде. Это про ее мужа говорит Елизавета Ивановна, пересказывая его выражения. – Я знала, что будут играть Ира и Саша. И получилось так, что пьеса положена на них, – уверяет Кира Александровна. – У них ведь также достаточно пережитого горя. Ирочка тоже из блокады уезжала в последний момент. Им все понятно, и они выплескивают свои воспоминания. Секрет своей удивительной физической активности актрисы объяснили великой любовью к профессии. Перед поездкой во Владивосток у Крейлис-Петровой случился гипертонический криз: давление было таким высоким, что даже в театр не ходила. Однако на гастроли поехала. – Бессонная ночь в самолете (не могу спать сидя), высокое давление, а вечером играть – сами понимаете, нагрузка. И представляете, перед спектаклем мерю давление – нормальное! Сцена лечит. Я помню, как-то проткнула пятку гвоздем перед самым выходом на сцену. Но отыграла спектакль, совсем не ощущая боли. А потом смотрю: полный туфель крови! – Сцена лечит, – в унисон вторит Соколова, при этом добавляя, что суставы все равно уже не те – болят.Не могла не спросить у Ирины Леонидовны о ее роли Геббельса, которую она блестяще исполнила в фильме Александра Сокурова «Молох». Играть женщине мужскую роль – это уже сам по себе поступок, но играть главного идеолога политики фашизма – творческий подвиг в квадрате.– У меня в ТЮЗе была уже мужская роль. Кроме того, после множества переигранных мальчишек (амплуа Соколовой – травести) такие роли легче даются. А предложить мне роль Геббельса – идея Сокурова. Меня смущал внешний вид персонажа – у Геббельса очень высокий лоб. Поначалу парики примеряли, однако ничего не выходило. Тогда сказала: «Будем бриться». И мне обрили полголовы! Остальные же полголовы ежедневно красили в шоколадный цвет. А что делать? Ведь хочется избежать фальши!Владивостокские зрители петербургским дамам понравились:– Каждое слово принимают близко к сердцу. Как будто я про них и говорю. Ведь многие подобное пережили! И ладно старшее поколение – им понятен спектакль. Но ведь смотрите: молодежь приходит! И плачут, и хлопают, и проходят за кулисы. Они все понимают, потому что у них уже генетическая память сформировалась – их бабушки, дедушки, мамы, папы все это пережили. Замечательный у вас зритель!Справка «В» Кира Крейлис-Петрова – одна из ведущих актрис александринской сцены, блестящий исполнитель как драматических, так и комедийных, острохарактерных ролей. Широкому кругу зрителей известна по фильмам и сериалам «Лес», «Влюблен по собственному желанию», «Неподсуден», «Русская симфония», «Месс-Менд», «Остановите Малахова», «Окно в Париж» и многих других.Ирина Соколова – актриса театра «Экспериментальная сцена», большую часть жизни, прослужившая в Ленинградском ТЮЗе. Снималась в пяти фильмах Александра Сокурова: «Разжалованный», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Молох», «Телец» (2000). Всего в актерском багаже актрисы более 50 ролей в кино.

Автор: Анжелина ШИЛАН