Владивосток рукоплескал бабушкам из Петербурга
Великолепные актрисы сыграли на сцене театра Горького современную блокаду
Великолепные актрисы сыграли на сцене театра Горького современную блокадуНа минувшей неделе жителям краевого центра посчастливилось видеть игру замечательного актерского ансамбля: Киры Крейлис-Петровой, Ирины Соколовой и Александра Панкратова-Черного. На сцене горьковского театра шел спектакль «Надоело бояться».…Две пожилые женщины держат оборону в своей собственной квартире, защищая ее от риелторов. Периодически где-то в глубине за кулисами, сотрясая стены, раздаются звуки взрывов, гаснет свет, вызывая ассоциации с военными бомбежками, и уж коли речь идет о Петербурге, то, вероятно, и с блокадой…Интеллигентнейшая, воистину классическая петербурженка Елизавета Ивановна (Ирина Соколова), бабка-оторва по имени Нюра (Кира Крейлис-Петрова) создали отличнейший тандем по производству эмоций: публика то взрывается смехом, то замирает в тишине, сдавливая в горле комок слез. Бабушки (простите меня, великие!) практически три часа живут на сцене: читают стихи, распевают почти нецензурные частушки, отплясывают «Комаринского» (ох, какие Кира Александровна коленца выкидывает, несмотря на свои 79 лет!), прячутся от неприятеля в гробу. А на душе при всем при этом у публики, сидящей в зале, свербящая тоска и обреченность, потому как удается актрисам в простом зрителе разбудить гражданина. Страшно становится и за своих родных, и за себя, и за всю страну… Пресс-конференции актеры не устраивали, была просто беседа. Особый интерес, конечно, к Кире Александровне даже не как к актрисе, а как к автору пьесы. Причем это не первое ее произведение. В 1991 году в Пушкинском театре был поставлен спектакль по пьесе Киры Петровой «Под звуки оркестра», где она сыграла острохарактерную роль жестокой уголовницы, волею судьбы оказавшейся в доме для престарелых. – Ко мне пришла Ирина Леонидовна, – вспоминает Кира Александровна, – сидим за столом, пьем водочку, и она вдруг говорит: «Как бы нам что-нибудь вместе сыграть. Напиши еще пьесу». Пообещала. И, несмотря на то что я очень ленивая, почти незамедлительно взялась, и как-то все быстро и легко получилось.Пьеса-то автобиографическая. Это про ее жизнь рассказывает героиня, это она свое детство провела в блокадном Ленинграде. Это про ее мужа говорит Елизавета Ивановна, пересказывая его выражения. – Я знала, что будут играть Ира и Саша. И получилось так, что пьеса положена на них, – уверяет Кира Александровна. – У них ведь также достаточно пережитого горя. Ирочка тоже из блокады уезжала в последний момент. Им все понятно, и они выплескивают свои воспоминания. Секрет своей удивительной физической активности актрисы объяснили великой любовью к профессии. Перед поездкой во Владивосток у Крейлис-Петровой случился гипертонический криз: давление было таким высоким, что даже в театр не ходила. Однако на гастроли поехала. – Бессонная ночь в самолете (не могу спать сидя), высокое давление, а вечером играть – сами понимаете, нагрузка. И представляете, перед спектаклем мерю давление – нормальное! Сцена лечит. Я помню, как-то проткнула пятку гвоздем перед самым выходом на сцену. Но отыграла спектакль, совсем не ощущая боли. А потом смотрю: полный туфель крови! – Сцена лечит, – в унисон вторит Соколова, при этом добавляя, что суставы все равно уже не те – болят.Не могла не спросить у Ирины Леонидовны о ее роли Геббельса, которую она блестяще исполнила в фильме Александра Сокурова «Молох». Играть женщине мужскую роль – это уже сам по себе поступок, но играть главного идеолога политики фашизма – творческий подвиг в квадрате.– У меня в ТЮЗе была уже мужская роль. Кроме того, после множества переигранных мальчишек (амплуа Соколовой – травести) такие роли легче даются. А предложить мне роль Геббельса – идея Сокурова. Меня смущал внешний вид персонажа – у Геббельса очень высокий лоб. Поначалу парики примеряли, однако ничего не выходило. Тогда сказала: «Будем бриться». И мне обрили полголовы! Остальные же полголовы ежедневно красили в шоколадный цвет. А что делать? Ведь хочется избежать фальши!Владивостокские зрители петербургским дамам понравились:– Каждое слово принимают близко к сердцу. Как будто я про них и говорю. Ведь многие подобное пережили! И ладно старшее поколение – им понятен спектакль. Но ведь смотрите: молодежь приходит! И плачут, и хлопают, и проходят за кулисы. Они все понимают, потому что у них уже генетическая память сформировалась – их бабушки, дедушки, мамы, папы все это пережили. Замечательный у вас зритель!Справка «В» Кира Крейлис-Петрова – одна из ведущих актрис александринской сцены, блестящий исполнитель как драматических, так и комедийных, острохарактерных ролей. Широкому кругу зрителей известна по фильмам и сериалам «Лес», «Влюблен по собственному желанию», «Неподсуден», «Русская симфония», «Месс-Менд», «Остановите Малахова», «Окно в Париж» и многих других.Ирина Соколова – актриса театра «Экспериментальная сцена», большую часть жизни, прослужившая в Ленинградском ТЮЗе. Снималась в пяти фильмах Александра Сокурова: «Разжалованный», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Молох», «Телец» (2000). Всего в актерском багаже актрисы более 50 ролей в кино.
Автор:
Анжелина ШИЛАН