От Ихтиандра до Дон Жуана

Владимир Коренев нашел свою паству

6 апр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2911 от 6 апр. 2011
25d562dacb75a990d2104fc608872fbe.jpg Владимир Коренев нашел свою паствуНародный артист России Владимир Коренев во Владивосток – в отличие от его партнеров по антрепризному спектаклю «Завещание целомудренного бабника» - приехал впервые.- Какой красивый город! – восхищался Владимир Борисович в разговоре с корреспондентом «В». - Сопки чудесные. Море какое! Роскошное! И слава богу, что у вас здесь будет саммит, что город приведут в порядок… Нам нужно эту землю защищать! Потому что нас мало, а за забором китайцы, которые с вожделением смотрят на наши земли… А нам нельзя уподобляться алкашам, которые все выносят из дома ради сиюминутной выпивки, нельзя… Наши предки собрали воедино великую страну с великой культурой, нельзя ее развалить…С кино – интересные отношенияСпектакль «Завещание целомудренного бабника», в котором Владимир Коренев играет роль Дон Жуана, вообще можно назвать уникальным. - Никогда я не давал согласия на участие в антрепризах, - говорит Владимир Борисович. - Всегда отказывался. И только на это предложение согласился. Потому что мне очень понравился материал. Пьеса замечательная. Я был поражен, какой талантливый человек Анатолий Крым, автор пьесы, а потом выяснилось, что нужно было пристальнее следить за современной драматургией, потому что по его произведениям и спектаклей немало поставлено, и фильмы сняты. Пьеса чрезвычайно добрая, это гимн женщине, а кроме того – она очень интересна по жанру. Как давно вам приходилось видеть в антрепризе романтическую комедию, написанную ритмизированной прозой? То-то... Спектакль, на мой взгляд, получился, мы сыграли его больше 70 раз, и каждый раз зрители принимают на ура. После спектакля приходят люди, благодарят… - Насколько мне известно, во Владивосток вы прилетели из Архангельска…- Скажем так, с небольшой остановкой в Москве… В Архангельске я как режиссер выпустил спектакль по замечательному роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Я люблю этот роман! В 13 лет украл книжку в библиотеке, под одеялом с фонариком прочитал… И всю сознательную жизнь мечтал его поставить. Этим романом зачитывались Стендаль, Пушкин, даже маркиз де Сад в тюрьму попросил принести именно его! Знаете, однажды в журнале «Вопросы литературы» я прочел такую статью. Один французский искусствовед расставил всех французских писателей в табели о рангах согласно тому, какова их известность в мире. Так вот, на первом месте там стоит Дюма-отец, потом Гюго, а на третьем – Шодерло де Лакло, и уже за ним Мопассан, Бальзак, Мериме, Стендаль и так далее… - В театре вам вообще удалось реализовать себя больше, чем в кино… Не так давно по нашему телевидению о вас показывали программу как об актере одной звездной кинороли – Ихтиандра в «Человеке-амфибии»…- А вы меньше доверяйте телевидению, не слушайте, что там говорят. Там сейчас полно невежественных людей… У меня с кино интересные отношения. Я снялся более чем в 60 фильмах, даже не все помню. Да, будем честны, такого успеха, как после роли Ихтиандра, кино мне больше не дарило, но были хорошие работы, которыми я горжусь. Вот не так давно снялся у Светы Дружининой в «Виват Анна Иоанновна!». По-моему, замечательная работа, за эту роль – Василия Долгорукого – я получил несколько премий на разных фестивалях. - Вы и в сериалах стали появляться довольно часто…- Снимаюсь, когда время есть. За сериалами – будущее. И я это понимаю. Так что вопрос для меня стоит не как «сниматься в сериале или нет», а как «какого качества сериал». Можно же снимать кое-как, а можно – очень хорошо. Знаете, как бывает? Приходит ко мне бездарный режиссер с чудовищным сценарием. Он знает, что, если будет снимать сам, фильм провалится. И говорит: «Владимир Борисович, не хотите ли сняться в моем фильме», – понимая, что я, как опытный актер и человек, искушенный в своем деле, буду помогать ему, режиссировать, вытаскивать фильм. Как правило, я отказываю, но иногда мне нужны деньги, чтобы кормить семью, и я соглашаюсь. И уж если соглашаюсь, делаю свою работу хорошо!Какая разница между художником и ремесленником? Художник ставит перед собой всегда невыполнимую задачу, а ремесленник – достижимую. Но если художник в решении своей невыполнимой задачи дойдет хотя бы до середины, он все равно сделает больше, чем ремесленник, свою задачу выполнивший полностью…Так что я доволен – и тем, что делаю в кино, в сериалах, и тем более – в театре! Я театральный актер по природе своей, как в детстве любил театр, так люблю и сейчас – я абсолютный идеалист в этом смысле. Театр может быть и великим, и ничтожным одновременно. Он зависит от нас, он в душе актера. Но на эти темы говорить не люблю, лучше делать…- Вы не только играете, но и преподаете, готовите будущих актеров… - Да. В своем институте (Владимир Борисович – профессор, завкафедрой театрального мастерства актерского факультета Института гуманитарного образования. – Прим. авт.) я стараюсь всячески поддерживать существовавшую веками в России менторскую систему обучения. Глубоко убежден, что мы должны выпускать не просто каких-то «специалистов», а образованных людей, а для этого нужно постоянно самому заниматься самообразованием, а затем – делиться знаниями с теми, кого ты учишь. Знаете, какая сегодня к нам приходит молодежь?! С чудовищной степенью невежества. Вот и пытаюсь наладить в своем вузе такую систему, чтобы мы готовили не просто артистов, а образованных людей… Вообще есть вузы, в которых учат быть артистом, но нет вузов, в которых учили бы быть театральным педагогом. Это – искусство. Я часто сам себе напоминаю глухонемого энциклопедиста, которого изнутри распирает, но в силу особенностей здоровья он поделиться знаниями не может. Я вообще как поп, мне нужен амвон, с которого могу говорить, паства, если хотите… И я нашел такую паству – в институте. Я не миллионер, не политик, у меня нет другого способа воздействовать на общество, кроме как передавая свои взгляды своим ученикам. А уж они будут нести их дальше, и что-то, возможно, будет возникать, какая-то геометрическая прогрессия… Я передаю свое отношение к жизни, искусству, театру, культуре, знаниям, нравственности… «Я вообще бездельник»- Как вы отдыхаете?- Я не устаю от работы. Я ее люблю, для меня репетиции, спектакли – не работа, а удовольствие! Устаю от неорганизованности, безалаберности… Но отдыхать не умею. Я вообще бездельник, очень ленивый человек. Никогда не думал, что при моей лени буду столько работать… Но жизнь заставляет. А так я лишнего шага не сделаю. Отдых для меня – безделье. Я лежу на диване, у меня одновременно 15-16 книг лежит раскрытых, я их читаю по очереди, самые разные. Среди них и поваренные книги, я очень люблю готовить, целая полка у меня такой литературы, читаю – слюни текут… Исследования Апокалипсиса тут же, художественное что-то…Я, понимаете, очень люблю заниматься самообразованием. Я до четвертого класса букв не знал, жил в Измаиле, где велось обучение сразу на русском и украинском, в итоге – толком читать я не умел. Но память имел отличную, вот так меня понемногу за память из класса в класс переводили. А потом отцу назначили новое место службы – Таллин. И я попал в шикарную школу… Сижу на уроке в пятом классе – и ничего не понимаю, о чем они говорят… Они для меня, зулуса, были как академики. Образовался у меня жуткий комплекс неполноценности… А жили мы в доме, где на первом этаже была библиотека. И старушка-библиотекарша из сострадания к моей тунгусской темноте пустила меня туда… И я нырнул в книги, научился читать… А старушка была еще и диссидентствующая, потому что книги, положенные к изъятию: русских философов Федорова, Соловьева, Бердяева, Розанова, писателей типа Дос Пасоса, - все сохранила и давала мне читать. К 10 классу я прочел все, что было в библиотеке, догнал своих одноклассников, в 9-м даже перевел с немецкого статью Зигмунда Фрейда «Будущее одной иллюзии». А потом уже в институте учился хорошо, помогал друзьям с театроведческого факультета писать курсовые, дипломные. Для подружки жены написал кандидатскую диссертацию… - Кстати, у вас ведь с женой скоро юбилей…- 2 апреля, да… Нам с Аллой предлагали пожениться 1 апреля, но мы не захотели, поняли, что никто не поверит. 50 лет совместной жизни отмечаем в этом году! В чем секрет? Не знаю… Не могу ответить… Не люблю я на эти темы… Есть русская поговорка: жену менять – только время терять. Люблю я Аллу. Она – полная моя противоположность во всем, тем и интересна. Кроме того, она полная сирота, ее родители погибли во время войны, так что я у нее единственный родной человек, кроме внука и дочери, я за нее отвечаю… Мне и мысли в голову никогда не приходило бросить ее…Годовщину будем отмечать скромно, у нас традиция такая, мы и свадьбы не делали – расписались и я уехал сразу же по делам в Финляндию.- А что для вас лучший подарок?- Когда внук хорошо учится, например. Вообще я люблю простые человеческие радости, ничего особенного, никаких изысков. Актер – человек, который состоит из огромного количества мелких недостатков, которые в сумме являются огромным достоинством. Если ты не знаешь жизни, ты не сможешь со сцены о ней вкусно рассказывать, зритель не поверит тебе. Если ты не пил водки никогда, не знаешь, сколько стоит хлеб – как ты это сыграешь? Мы – часть общества, а люди нюхом чуют, наш ты или нет, из нашей среды или нет, зрители мгновенно это понимают.