Василий НИКУЛЕНКО: В тайге свои финансовые лабиринты
Справка “В”. Василий Никуленко - глава муниципального образования в Красноармейском районе. Живет и работает в районе с начала 70-х годов, когда приехал сюда с дипломом инженера-механика. Первое место работы - механик отделения одного из совхозов. Последние 10 лет представляет государственную власть в районе.
Справка “В”. Василий Никуленко - глава муниципального образования в Красноармейском районе. Живет и работает в районе с начала 70-х годов, когда приехал сюда с дипломом инженера-механика. Первое место работы - механик отделения одного из совхозов. Последние 10 лет представляет государственную власть в районе.
Деньги берем в лесу...В экономическом плане главная наша беда - падение горнорудной промышленности. Более 2 лет стоит Приморский ГОК (поселок Восток-2), из-за этого бюджет района ежегодно недополучает около 30 миллиардов рублей (здесь и далее приведены цифры до деноминации рубля. - Прим. ред.). Есть надежда, что он начнет давать продукцию в новом году, зато прочно стал рудник “Тернистый” - оловодобывающее предприятие, расположенное в селах Таежном и Молодежном. Из-за финансовых сложностей прекратил добычу золота Приморский прииск в селе Вострецово.
Работает пока единственная отрасль района - лесопромышленная: расчетная лесосека составляет 900 тысяч кубических метров. От нее и получаем львиную долю дохода в федеральный и местный бюджеты. К числу стабильных лесопромышленных предприятий относятся АО “Мельничный”, Рощинский КЛПХ, АО “Гермес”, кооператив “Энергия” и ряд других. Лесодобыча позволила получить в прошлом году 18 миллиардов рублей собственных доходов. Но эти доходы не покрывают всех наших потребностей, к тому же сокращается объем расчетной лесосеки. Мы были вынуждены отдать Сихотэ-Алинскому заповеднику территорию, на которой могли бы ежегодно брать 60 тысяч кубометров древесины. Это заметно ухудшило экономические показатели АО “Мельничный КЛПХ” и еще пару лет будет сказываться на его деятельности. Здесь, кроме лесодобычи и охотничьего хозяйства, ничего нет, а федеральные власти, принимая такое решение, ничего не сделали для создания новых рабочих мест.
Ухудшается лесосырьевая база и другого крупного предприятия - Рощинского КЛПХ. На его территории очень много лесопользователей, заготавливающих в основном такие ценные породы древесины, как ясень и дуб. Заметно увеличилось и число самовольных рубок этих ценных пород. Чтобы защитить эти леса на территории Рощинского и Измайлихинского лесхозов, наиболее доступных для браконьеров, мы ввели ордера на право вывоза древесины с территории района. Контрольные посты работников милиции и лесной охраны в прошлом году задержали немало браконьеров, возбуждено 18 уголовных дел, в результате исков и реализации конфискованного леса бюджет получил около 500 миллионов рублей. Конечно, цифры не ахти какие. В условиях растущей безработицы остановить самовольные рубки сложно, но и сложа руки сидеть мы не можем.
Поощряем развитие переработки древесины: ни один лесопользователь не получает лес в аренду, если у него нет лесоперерабатывающей базы. Предприятиям “Энергия”, “Имаком”, “Гермес”, “Альфа” и ряду других пришлось приобретать необходимые технологические линии. Теперь в районе есть мощности для ежегодной переработки 30 тысяч кубометров древесины. А это дополнительные рабочие места, снижение себестоимости продукции за счет сокращения транспортных расходов - дополнительные налоговые поступления в местный и федеральный бюджеты. Большинство крупных лесопользователей направляют с 1 кубического метра до 110 тысяч рублей в местный бюджет - это 1 из самых высоких показателей в крае. Данные предприятия стабильно работают, люди получают хорошую зарплату.
Но вызывает тревогу отсутствие мощностей по тушению лесных пожаров. Бывший Рощинский авиаотряд, содержавшийся прежде на средства “Приморлеспрома”, не нашел нынче финансовой поддержки для содержания парашютистов-десантников, авиационной и наземной техники. Мы помним печальный для нас прошлый год, когда десятки тысяч гектаров кедровника выгорели в районах сел Таежного, Молодежного, Мельничного, и серьезно пострадал Сихотэ-Алинский заповедник. Случись такое нынче, и последней живой отрасли экономики района будет нанесен непоправимый урон. И без того за годы интенсивных рубок резко изменился видовой состав леса, лучшие насаждения уже вырублены, а к отдаленным не каждый лесопользователь способен добраться - ведь надо строить и содержать дороги, а средств на это, понятно, нет.
...А теряем на дорогахВ Красноармейском районе дорожная проблема имеет еще и специфический окрас. Возьмем, к примеру, Измайлихинский комплексный леспромхоз. Ситуация парадоксальная: дорога к нему - краевого назначения, а мосты на ней принадлежат этому акционерному обществу. И сколько мы ни ставили по этому поводу вопросов перед “Крайавтодором”, воз и ныне там: мосты эти так и не взяты на его баланс. Кроме того, дороги в такие таежные села, как Мельничное, Дальний Кут, Измайлиха, Глубинное, до сих пор содержатся акционерными обществами лесопользователей по системе двойного налогообложения: за счет собственных средств они ремонтируют и содержат эти дороги, а государство с них еще исправно берет дорожный налог. Пытаемся решать эту проблему собственными силами. Так, мост через Большую Уссурку отремонтировали усилиями ряда лесозаготовительных предприятий. Примерно так же ремонтируется мост у села Мельничного и содержится дорога, ведущая сюда и в село Глубинное.
Полное решение этой проблемы мне видится следующим образом - передача всех дорог в районе на баланс “Крайавтодора” с последующим выделением средств на их содержание из федерального бюджета. Потому что пользуются этими дорогами не только их сегодняшние владельцы - леспромхозы, а и автотранспортники, металлурги, старательские артели, строители, бюджетники и т.д. А для района эта проблема неподъемная: райцентр от железной дороги за 80 километров, отдельные села - за 200. Или такой пример: от районного центра Новопокровка до Владивостока - 500 километров, а до Таежного и Молодежного - 550, потому что заезжаем мы на эти свои территории только через Тернейский или Дальнегорский районы.
Транспортная составляющая - одна из главных причин значительного удорожания всех видов продукции, вырабатываемой на территории района, особенно энергоемких предприятий горнорудной промышленности. И можно с уверенностью сказать, что такие предприятия без существенной федеральной поддержки - в рамках поддержки районов, приравненных к Крайнему Северу, просто не смогут существовать дальше. И мы запросто можем столкнуться с новой проблемой - переселением людей из этих отдаленных поселков.
Кстати, от этой самой транспортной составляющей у нас идет удорожание и всех других услуг населению. Например, у нас самое дорогое жилищно-коммунальное хозяйство, и какими бы мы усредненными тарифами ни пользовались, все равно приходим к выводу: без поддержки из средств федерального бюджета в виде погашения разницы между тарифом, установленным губернатором, и той себестоимостью, которая получается, запланированных средств из краевого бюджета нам явно не хватает. В 97-м году, например, мы задолжали нашим предприятиям за тепло и электроэнергию свыше 20 миллиардов рублей. Практически это равно одной трети нашего годового бюджета. Таким образом, составляя бюджет на 98-й год, мы вынуждены увеличивать его на 30 процентов, чтобы рассчитаться со своими прошлогодними кредиторами.
Каждому селу свою электростанциюПарадокс: до крупнейшей в крае Приморской ГРЭС рукой подать, а 40 процентов населения Красноармейского района получает электроэнергию от собственных дизельных электростанций. Порой высоковольтная ЛЭП от ГРЭС проходит чуть ли не через таежное село, а его жители месяцами сидят без электричества. Прежде, когда в этих таежных селах дизельные электростанции содержали местные предприятия, проблем не было. Но 5 лет назад началась приватизация, и дизельные электростанции оказались брошенными.
За 2 последних года сделали ревизию этих станций и электросетей в селах, провели текущий и капитальный ремонт. А это как-никак 9 таежных сел, в которых более 9 тысяч человек. Сегодня эти дизельные станции находятся на балансе района. А для местного бюджета это бремя примерно на 6 миллиардов рублей в год. Стоимость одного киловатт-часа получается просто фантастической - до 2200 рублей, и разницу с утвержденным энерготарифом мы должны погашать за счет местного бюджета. Выход из этой проблемы мне видится в следующем: передача этих электростанций в ведение “Дальэнерго”. Письма со своими расчетами мы направили, устное согласие вроде бы получили. Но дальше дело не движется. А ведь это не только наша проблема - всех северных территорий края. Да и у “Дальэнерго” бы появился стимул развивать в таежных районах внутренние электросети, чтобы подавать по ним в села дешевую электроэнергию с ГРЭС.
Уже около 10 лет решаем вопрос обеспечения района более дешевыми источниками электроэнергии. В частности, построена мини-ГЭС в поселке Восток, и она уже отработала 3 года, давая электроэнергию себестоимостью в 30-40 рублей за киловатт. Прорабатываем программу строительства каскада подобных ГЭС на реке Дальней, чтобы давать дешевую электроэнергию таким энергоемким предприятиям, как Приморский ГОК и прииск в селе Вострецово. Уже есть заверение одного из заместителей министра топлива и энергетики, что объект АО “Малая энергетика” на реке Дальней включен в перечень объектов нетрадиционной энергетики по программе энергообеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, а также мест проживания малочисленных народностей. Даже по самым оптимистичным прикидкам мы в ближайшие 5-10 лет не сможем протянуть дорогостоящие ЛЭП от ГРЭС края по сложному рельефу в такие отдаленные села, как Мельничное, Дерсу, Дальний Кут, и в целый ряд других. Здесь по-прежнему придется содержать дизельные электростанции, которые в сочетании с мини-ГЭС как раз и могли бы давать дешевый киловатт.
По-прежнему мы возлагаем большие надежды и на сотрудничество с “Дальэнерго”. Думаю, что в новом году будет закончено строительство второй ЛЭП-110 Дальнереченск-Новопокровка. Это позволит более стабильно снабжать электроэнергией ту часть района, которая получала ее от “Дальэнерго” и раньше. Сейчас же 60 процентов населения района связаны с единой энергосистемой всего лишь одной ниточкой: оборвись она, и будет большая беда. Как, например, в 1990 году, когда на несколько дней из-за аварии на ЛЭП был обесточен район. Все объекты были разморожены и выведены из строя, и мы в январские морозы их восстанавливали, а люди жили при “буржуйках”.
Мы добиваемся также, чтобы в планы на ближайшие годы было включено и профинансировано строительство сельских ЛЭП-35 или ЛЭП-10 с минимальными затратами хотя бы в доступных местах - к селам Метеоритному, Лимонники, Измайлиха, Глубинному. Кстати, высоковольтная ЛЭП-110 в соседние районы проходит как раз мимо этих сел, люди в которых часто сидят без света.
В тайге боятся нового указаИ все же самая большая тревога в новом году - возможное ухудшение финансового состояния территории. Дело в том, что деньги за аренду лесов, лесные подати новым законодательством предусмотрено зачислять в федеральный бюджет. Это приведет к снижению налогооблагаемой базы Красноармейского района на 5 миллиардов рублей. У нас сегодня неблагополучное состояние, а с перераспределением средств лесного дохода оно еще больше ухудшится. Поэтому главный вопрос, который сегодня перед нами стоит, это поставить дело так, чтобы местное самоуправление смогло полностью финансироваться. Тогда у нас, местных властей, будет больше возможности работать для населения, развивать собственное производство и более успешно решать все социальные вопросы. Это главное звено цепи проблем, подняв которое, непременно решим все остальные.