Время падающих виадуков
Магистрали города стали строительной площадкой, отсюда неожиданные проблемы и опасности
Магистрали города стали строительной площадкой, отсюда неожиданные проблемы и опасностиСледственные органы СКП и МВД совместно с представителями Государственной инспекции труда в Приморском крае выясняют все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия в пригороде Владивостока, в результате которого водитель грузовика погиб под обрушившимся виадуком, сдвинутым с опор поднятым кузовом.По результатам проведенной проверки будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, о привлечении виновных лиц к установленной законом дисциплинарной и административной ответственности.В рамках доследственной проверки проводится и строительнотехническая экспертиза упавшего перехода. Окончательные выводы еще не сделаны, но специалисты не сомневаются в верности конструктивных решений и качестве строительства дорожной инфраструктуры. А причиной трагедии считают элементарное несоблюдение правил дорожного движения и техники безопасности.ДТП произошло 15 марта на федеральной трассе Хабаровск – Владивосток, реконструкция которой ведется усиленными темпами в рамках подготовки к саммиту АТЭС2012 во Владивостоке. За модернизацию отрезка дороги от поворота на Шамору до Артема длиной 17,2 километра отвечает ОАО «Примавтодор». На этом участке возводятся 18 надземных пешеходных переходов из 22 строящихся во Владивостоке. Все работы ведутся по проекту московских архитекторов, согласованному с Министерством транспорта РФ. Предположение, что высота пролета новых эстакад не соответствует нормам, которое и послужило причиной аварии, не подтвердилось. Данный параметр регламентирован Государственными отраслевыми стандартами и подразумевает строительство надземных объектов на уровне не ниже 4,5 метра; проектом же предусмотрено 5,3 метра. – После случившейся трагедии нас спрашивали, не поднять ли пролет виадука еще выше, но мы не имеем права отступать от значений, указанных в утвержденных заказчиком чертежах, – сообщила корреспонденту «В» начальник информационного отдела ОАО «Примавтодор» Виктория Волошина. – Любое отклонение от проекта грозит исполнителю работ карательными санкциями, вплоть до неприятия объекта в эксплуатацию и отказ оплачивать затраты на строительство. Мы не должны ориентироваться на водителей, нарушающих правила движения, и игнорировать интересы людей, для безопасности и с учетом физиологической возможности которых и возводятся эти сооружения. Далеко не все граждане смогут осилить повышенную «этажность», и будут вынуждены перебегать оживленную трассу в неположенном месте с риском для своего здоровья, а то и жизни.В ряде СМИ обсуждалось также и то, что обрушение балки послужило отсутствие ее жесткого крепления на опорах. Однако, как утверждают эксперты, действующие стандарты допускают окончательное закрепление конструкций эстакады на одном из последних этапов строительства. Тем самым бетонные плиты пешеходных переходов, нависающие над дорогой, удерживаются на опорах лишь своим весом. – Сначала в намеченных под установку виадуков точках устанавливают опоры, затем на них укладывают многометровую бетонную балку. Та, которая обрушилась, была 42 метра длиной и весом более 40 тонн, – объясняет технологии монтажа представитель Ассоциации строителей России в Приморском крае. – Многотонная плита удерживается на месте направляющими конструкциями и собственным весом. В таком состоянии она может находиться весьма долгое время и это не является нарушением строительных технологий. К окончательному креплению поперечных конструкций виадуков строители приступят только после того, как все намеченные проектом эстакады будут возведены и подготовлены для очередных технологических операций. Затем проведут отделочные работы. Что касается безопасности, то объекты, расположенные на определеной высоте над проезжей частью, не расчитаны на то, что под ними будут пытаться провезти негабаритный груз, да еще и на большой скорости. Предупреждения об ограничении высоты висит на каждом высотном объекте. Здесь, очевидно, нарушение водителя, поскольку с поднятым кузовом даже трогаться с места нельзя, тем более – двигаться по трассе. Грешить на технику и внезапное срабатывание автоматики также не стоит: очевидцы сигналили водителю, что тот двигается с поднятым кузовом.Однако во всем винить водителей также будет не совсем корректно, считают те же специалисты — дорожники. По их мнению, отсутствие альтернативного проезда к столице Приморья стало одним из факторов, повлекших повышенную аварийность и смертность на дорогах в пригороде Владивостока. Как известно, строительные площадки старательно ограждают высокими заборами и нахождение там посторонних лиц всячески пресекается, поскольку грозит различными ЧП, вплоть до трагических. Исключения не делают даже для коммерческих проектов, способных принести некий финансовый доход.В частности, в последнее время приморские туристические компании отмечают ажиотажный интерес иностранцев и соотечественников к строящимся объектам АТЭС2012 во Владивостоке. Осенью прошлого года представители турфирм обратились к строителям с тем, чтобы те разрешили организовать экскурсии вблизи строящихся мостов, Дальневосточного Федерального университета на Русском острове. На что получили категорический отказ, мотивированный невозможностью обеспечить безопасность людей на действующей стройплощадке. Даже обращение предпринимателей к губернатору Сергею Дарькину с просьбой повлиять на лояльность строителей к нуждам предприятий туристской отрасли не помогло. Между тем, на федеральной трассе М60, одной из самых оживленных в крае, на которой даже ночью наблюдается интенсивное движение, развернуто масштабное строительство объектов АТЭС. Работы здесь ведутся круглосуточно, не прекращаются ни зимой, ни летом. Закрыть трассу для автотранспорта не представляется возможным, поскольку дублирующей магистрали нет, как нет и понимания среди участников дорожного движения серьезной опасности ситуации, в которой они оказались. Более того, сократилось количество рейсов, совершаемых пригородными электропоездами, а ведь немалое количество автоводителей, ежедневно приезжающих в краевой центр на работу, пересели бы на общественный транспорт, лишь бы избавить себя от трудностей на дорогах, связанных с масштабной реконструкцией и строительством. – Со своей стороны мы пытаемся максимально обеспечить безопасность движения: согласовали с ГИБДД все объезды и проезды, ограничили скорость движения до 40 км/час, но, скажите, кто ее соблюдает? – сетует Виктория Волошина. – По нашим подсчетом, не более 10 процентов водителей. Напомним, по предварительным данным, водитель самосвала «Хово», 1966 года рождения, русский, 15 марта около 11 утра, заехал на одну из строительных площадок в пригороде Владивостока, разгрузился, и выехал на трассу, направляясь в сторону краевого центра с поднятым кузовом. Проехав несколько сотен метров, большегруз сбил балку виадука, возведенного недалеко от пункта весового контроля. Многотонная конструкция рухнула на кабину «Хово». Его водитель получил травмы, несовместимые с жизнью. Установлено, что пострадавший работал в ООО «Азия Моторс». Компания является субподрядчиком ОАО «Примавтодор» и задействована на строительстве объектов саммита АТЭС.Три месяца назад, 18 декабря, при аналогичных обстоятельствах погиб водитель грузовика «Фау». Он также двигался по трассе с поднятым кузовом автомобиля и сбил им балку виадука на подъезде к краевому центру.Тогда следственные органы прокуратуры и МВД, эксперты, проводившие проверку случившегося, не нашли подтверждения версии, что причиной ДТП могло стать несоблюдение строительных норм и отступлениий от проекта при возведении надземного пешеходного перехода.
Автор:
Александр КАРАСЁВ «Владивосток»