Фермерам обещают новые «правила игры». И деньги

За прошедшие 20 лет аграрная экономика вновь стала многоукладной. У нас действуют крупные агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия, большинство сельских жителей имеют подсобные хозяйства. Возродился и динамично развивается фермерский сектор. Все эти уклады вносят свой вклад в продовольственное обеспечение страны, все приносят реальную пользу, и все заслуживают поддержки. Но фермерство, на мой взгляд, сегодня нуждается в особом внимании

17 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2900 от 17 март 2011
За прошедшие 20 лет аграрная экономика вновь стала многоукладной. У нас действуют крупные агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия, большинство сельских жителей имеют подсобные хозяйства. Возродился и динамично развивается фермерский сектор. Все эти уклады вносят свой вклад в продовольственное обеспечение страны, все приносят реальную пользу, и все заслуживают поддержки. Но фермерство, на мой взгляд, сегодня нуждается в особом внимании.Почему? Прежде всего потому, что у нас до сих пор не изжит стереотип прежнего строя – чем крупнее производство, тем оно лучше, современнее. Ведь до сих пор на поддержку малых форм (крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства) приходится не более 5 процентов от всего объема господдержки сельского хозяйства. А как они работают? Фермеры, другие малые формы хозяйствования на селе производят половину всей отечественной мясной продукции, 46 процентов зерна, 52 процента подсолнечника, 65 процентов молока, 93 процента картофеля и 87 процентов овощей. Жизнь показала, что такие хозяйства не только жизнеспособны, но и часто эффективнее крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов. В прошедшем засушливом году фермерский сектор не только не сократил, но, наоборот, увеличил поголовье коров на 15 процентов.Больше фермеров – больше продовольствия. И не только больше, но и лучшего качества. Мы считаем, что выполнение программной задачи – увеличение производства продовольствия в 2 раза к 2020 году – без фермерства невозможно. Государственная поддержка малых форм хозяйствования должна быть определена отдельной строкой и в федеральном бюджете, и в бюджетах регионов.Особый вопрос – предоставление стартовой помощи крестьянским фермерским хозяйствам. Такая помощь особенно нужна при освоении и обустройстве пустующих районов Сибири, Дальнего Востока, возрождения Нечерноземья. Новый проект «Российский фермер» должен дать фермеру реальные стимулы для развития производства. Прежде всего должен быть решен вопрос собственности на землю. В результате не до конца продуманной земельной реформы начала 90-х годов из сельскохозяйственного оборота выбыло, по разным оценкам, до 30 млн гектаров. Поезжайте в любой регион страны – огромные поля не обрабатываются, зарастают сорняками и кустарником. Но парадокс в том, что создать новые и расширить действующие фермерские хозяйства крайне сложно. Скажу больше, крестьяне годами не могут оформить свои права на свои же земельные доли – не по карману, да и нет умения продираться через бюрократический частокол справок. В конце прошлого года Государственная дума приняла пакет поправок в законодательство об обороте земель сельхозназначения. Их цель – вернуть неиспользуемые земли в оборот через изъятие у нерадивых собственников. Доступ к таким землям должны получить сельхозпроизводители, прежде всего фермеры, работающие поблизости. Нельзя допустить, чтобы изъятая земля снова стала предметом спекуляции.Законодательство, устанавливающее «правила игры» для фермеров, должно стать более системным и понятным. Такая работа уже ведется. В частности, до 2013 года отсрочена перерегистрация крестьянских фермерских хозяйств, имеющих статус юридического лица, в полном объеме выделены средства на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства. В 2011 году это 125 миллиардов рублей.На законодательном уровне нужны более четкие критерии определения фермерского хозяйства, нужно уточнить его статус. Необходимо усовершенствовать законодательство, обеспечивающее развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, решить ряд проблем в сфере налогообложения. Поле для законодательной работы обширное. Важно поддержать сельхозтоваропроизводителя во всех сферах, начиная с регистрации фермерского хозяйства, оформления прав на землю, строительства дома, получения кредитных ресурсов, субсидий и заканчивая сбытом продукции. И каждая из этих задач будет последовательно решаться.