Экипаж боролся за свое судно до последнего
В конце прошлой недели во Владивосток прибыли члены экипажа погибшего на севере Японского моря теплохода "Пульсар". Они рассказали корреспонденту "В" подробности той трагической ночи. Сейчас уже совершенно ясно, что моряки судоходной компании "Пульсар-Пасифик" до последней минуты отчаянно боролись за спасение своего теплохода.
В конце прошлой недели во Владивосток прибыли члены экипажа погибшего на севере Японского моря теплохода "Пульсар". Они рассказали корреспонденту "В" подробности той трагической ночи. Сейчас уже совершенно ясно, что моряки судоходной компании "Пульсар-Пасифик" до последней минуты отчаянно боролись за спасение своего теплохода.
Однако все по порядку. "Пульсар" загрузился лесом в Пластуне, чтобы доставить его в Японию. Затем совершил переход в Ольгу, и там было проведено оформление судна на выход в море. Тщательная проверка перед загранрейсом специалистов портнадзора (в том числе остойчивости судна и крепления грузов) с выдачей необходимых документов начисто отвергает версию смещения груза во время шторма.
Во время перехода разыгрался шторм, и когда начался ветровой крен, капитан обратился за рекомендациями в Дальневосточный спасательно-координационный центр. Одновременно были оповещены все российские суда, находящиеся в акватории северной части Японского моря.
Чтобы спасти судно и большую часть груза, в соответствии с хорошей морской практикой, капитан Сергей Андриянов дал команду сбросить лес с палубы. Что и было сделано. Вероятно, когда караван вместе с фальшбортом уходил в море, была подорвана палуба и в трюмы начала поступать вода. И все же теплоход выпрямился и продолжил движение.
Вот тут-то и произошла беда, откуда ее не ждали. Буквально на 1-2 минуты заклинило руль. Большинство экспертов считают, что рулевка вышла из строя из-за плававших рядом бревен. Теплоход быстро развернуло бортом к волне, он начал вновь крениться. И даже в этой ситуации моряки пытались спасти положение. "Пульсар" держался на плаву еще более 10 часов. Но стихия была сильнее. Начальник рации дал в эфир SOS, а капитан приказал всем покинуть тонущий теплоход.
Экипаж сбросил за борт спасательные плоты, однако шквальными порывами ветра оборвало державшие их лини, и плоты унесло далеко от теплохода. Только один из них удержался рядом, но его перевернуло. 3 моряка прыгнули в море и пытались перевернуть плот, причем боролись они около 3,5 часов, но безрезультатно. Сильный ветер не дал им это сделать. Тем временем члены экипажа надели спасательные жилеты и южнокорейские гидротермокостюмы. В море они провели по 30-40 минут при температуре воды плюс 7 градусов и температуре воздуха 0 градусов. С одного моряка в воде сорвало жилет, и ему отдал свою спасательную аммуницию опытный боцман.
Паники на теплоходе не было, экипаж состоял из опытных моряков, большинство из них проработали вместе больше года. Основная часть экипажа - 17 человек - даже прыгали в воду все вместе, держась за один линь.
Последними покидали судно капитан, старший помощник и старший механик, после того как убедились, что все люди спрыгнули в море. Они уже надевали спасательные жилеты, когда раздался страшной силы удар. Офицеры полетели за борт. Именно они получили самые серьезные травмы. Капитан попал в японский госпиталь в Саппоро. Стармех, к сожалению, погиб. Старпома поместили в больницу во Владивостоке, уже на родине моряки с "Пульсара" сдавали для него кровь. 16 ноября в 7.20 теплоход скрылся под водой.
Трагедия на море унесла с собой жизни двух членов экипажа - стармеха Николая Якуша и моториста Евгения Зинго. Если бы к месту трагедии не подоспели теплоход "Тымовск" "Сахалинского морского пароходства" и траулер "Александр Беляков" "БАМРа", то число жертв могло быть значительно больше. Опытные моряки считают, что в таких условиях шансы на спасение у экипажа вообще мизерные.
Наиболее трудную и рискованную задачу взял на себя "Тымовск". Судно среди плавающих бревен повернулось бортом к волне, прикрывая тонущий теплоход и людей в воде. Его моряки вытаскивали замерзших и обессилевших коллег. На "Тымовск" и "Александр Беляков" подняли соответственно 17 и 4 человека. Уже на борту экипажи "Тымовска" и "Александа Белякова" растирали моряков с "Пульсара" спиртом, переодевали в свою сухую одежду, оказывали первую медицинскую помощь. В этом и заключается истинно морское братство. Все спасенные моряки были пересажены и доставлены теплоходом "Маго" ("ДВМП"), попутно следовавшим в порт Находка.
Журналист "В" обратился к исполнительному директору Дальневосточного филиала Союза российских судовладельцев (СОРОСа) Геннадию Ноздрину с просьбой дать оценку трагическому происшествию:
- Компания "Пульсар-Пасифик" входит в состав cоюза с момента своего создания и обладает высокой репутацией, - рассказал Геннадий Тихонович. - Компания за счет нескольких высококлассных специалистов буквально поднялась за последние годы. Здесь не тратят деньги на коттеджи, а вкладывают средства в развитие морского транспортного производства. Сам теплоход буквально накануне был предъявлен Регистру, а компания в числе первых на Дальнем Востоке стала обладателем сертификата по безопасности мореплавания. В настоящее время филиал СОРОСа создал независимую комиссию из числа ученых и практиков-корабелов и моряков для расследования всех обстоятельств трагедии.
Накануне этой публикации "Пульсар-Пасифик" и весь морской Владивосток прощались с погибшими членами экипажа. Их тела были доставлены попутным судном на родину. Компания взяла на себя все расходы по похоронам.
В заключение компания "Пульсар-Пасифик" передает через газету "Владивосток" слова искренней благодарности морякам теплохода "Тымовск", рыбакам "Александра Белякова", японским спасателям за оказанную помощь и человеческое отношение.
P.S. Газета "Владивосток" присоединяется к словам скорби по поводу гибели моряков теплохода "Пульсар".
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"