Вступились за Дальзавод

Ветераны некогда ведущего судоремонтного предприятия региона выступили с открытым письмом

11 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2897 от 11 март 2011
3b56bde13230b74cd042a04e674eab1c.JPG Ветераны некогда ведущего судоремонтного предприятия региона выступили с открытым письмомВетераны Дальзавода направили открытое письмо в редакции различных средств массовой информации Приморского края: они обеспокоены дальнейшей судьбой орденоносного предприятия, а также сложившейся ситуацией с военным судоремонтом в регионе.Поводом для обращения дальзаводчан стала опубликованная в феврале этого года в газете «Владивосток» статья «СРЗ сигналят SOS». Поднятые газетой проблемы получили широкий резонанс в обществе.Напомним, что в материале говорилось о том, что военные судоремонтные заводы закрывают технологические участки и увольняют персонал. При этом мощности ликвидируемого ОАО «178¬й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод», а также вошедшего в его состав на основании договора купли­продажи и находящегося в стадии банкротства ОАО «ХК Дальзавод» планируется перебазировать на территорию ОАО «92¬й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод».Но на этом предприятии невозможно производить ремонт больших кораблей ТОФ и крупнотоннажных судов рыбного и морского транспорта. На них не рассчитана причальная инфраструктура предприятия, расположенного в районе мелководной бухты Диомид. К тому же вся набережная 92¬го на полную катушку задействована на приемке грузов АТЭС. Кроме того, в заводе не подготовлена база для принятия демонтируемого оборудования, не обеспечена надлежащим образом охрана вывезенных станков и иной техники.Все это привело к тому, что уже сейчас некоторые виды работ по ремонту кораблей в Приморье производить невозможно. И на военных судоремонтных предприятиях идут массовые сокращения персонала. На 178¬м заводе последний раз урезали штат 1 февраля 2011 года, тогда предприятие покинули 146 специалистов, сегодня здесь осталось немногим больше 300. На военном судоремонтном заводе «Звезда», расположенном в городе Большой Камень, нынешней весной планируется уволить 200 человек, и в последующем не исключается сокращение еще 700 сотрудников. То есть уже в этом году штат «Звезды» будет уменьшен на четверть. На малом Дальзаводе, что ремонтирует нынче военные корабли, используя цеха и оборудование «большого брата» (в том числе единственные в Приморье сухие доки), большинство сотрудников работают по срочным договорам, заключаемым на год. Так, 31 декабря 2010 года они были уволены, и, по некоторым данным, не все получили работу вновь. Случаются там и сложности с выплатой зарплаты.На освобожденной территории бывших судоремонтных заводов планируется обустроить зону отдыха, а один из сухих доков переоборудовать под военно¬морской музей. Все это никак не способствует развитию судоремонтной отрасли, декларируемому на самых высоких уровнях. Так, полномочный представитель президента Виктор Ишаев не раз в своих выступлениях высказывался за необходимость сохранения на Дальнем Востоке центра военного судостроения и судоремонтных баз. По его словам, важно на каждой территории сохранить и дальше развивать судоремонт. Обслуживание и ремонт судов должны быть и на Камчатке, и в Благовещенске, и в Приморье, во Владивостоке. Обслуживать суда можно только там, где есть базы ремонта – отводить их на другую территорию за тысячи километров нецелесообразно.А пока дальзаводчане ждут ответа на вопрос «есть ли будущее у военного судоремонта в Приморском крае» от руководства Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК (дочерней структуры ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и от представителей Тихоокеанского флота. «Разметить на территории 92¬го завода базу ремонта ТОФ – это фантастика», – утверждают в своем послании опытные специалисты. Сомневаются они и в реальности перспективы использования сухого дока в качестве музея. «Неужели специалистам непонятно, что содержание дока как объекта культуры обойдется в сотни миллионов рублей в год (и на чей бюджет лягут эти расходы?), лишь его использование по прямому назначению способно перекрыть эти затраты», – подчеркивается в документе. «В России на высоком уровне принята доктрина по модернизации Тихоокеанского флота. ТОФ должен будет получить новые корабли, причем требующие постоянного сервисного обслуживания. Неужели «умным» мужам неясно, что, пока не создано новое предприятие по ремонту и поддержанию боеготовности флота, окончательно разрушать единственное действующее предприятие, способное на комплексный ремонт боевых кораблей ТОФ всех рангов, преступно. На Дальзаводе работают основные виды производств, сохранены связи с контрагентами, архивы и научно¬техническая библиотека и фонды нормативной документации. Но самое главное – здесь работают специалисты, опыт и мастерство которых уникальны», – отмечается в письме. В своем послании ветераны Дальзавода выражают надежду, что экономисты и социологи края основательно и всесторонне просчитают все варианты последствий ликвидации завода, и с учетом их мнений соответствующие структуры примут разумное решение. Иначе корабли ТОФ будут вынуждены покинуть свою историческую базу во Владивостоке и обосноваться там, где военный судоремонт более развит и им гарантированно предоставят возможность поддерживать в полной мере свою боеготовность.