Лютики-цветочки влетят в копеечку

Даже таможенникам хочется поиметь с женщин

2 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2891 от 2 март 2011
3c22a5bd040aa1e11f7d1d28190d14f5.jpg Даже таможенникам хочется поиметь с женщинПо оценкам экспертов, объемы продаж 14 февраля и 8 Марта обеспечивают около половины годовых показателей. Количество проданных букетов даже по сравнению с пятницами, на которые, как правило, назначаются дни рождения, юбилеи и просто свидания, увеличивается в День влюбленных минимум в два, а в праздник женщин – в три раза. Но и цены на букеты взлетят вверх: по прогнозам специалистов, они поднимутся процентов на двадцать.Нас обдерут как с розы лепесткиКак заверяют цветочники, цены в первую очередь зависят от таможни: к праздникам размеры пошлин увеличиваются в два раза. Поднимают стоимость своих услуг транспортные компании, в том числе и железная дорога. Соответственно поднимаются оптовые, а вслед за ними и розничные цены. Зачастую оптовикам даже приходится снижать цены на продукцию, в противном случае одна роза будет стоить 250-300 рублей и объемы продаж резко упадут.Ну а в целом ситуация на рынке, по уверению директора студии флористики «Доминик Декор» Александра Качурина, стабильная, каких­то существенных колебаний нет, за 2 года стоимость цветов выросла всего на 10%, что несравнимо с другими видами товаров.Российский цветочный рынок начал развиваться особенно бурно в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей: владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке. А сравнительно недавно заработали сетевые, брендовые проекты, имеющие фирменный стиль и четкую концепцию приобщить нас к цветочной элегантности и нестандартности.Царица цветов выходит из моды?– Жители Владивостока, в сущности, кроме розы, никаких цветов не понимают и не воспринимают, – уверяет Александр Качурин. – А ведь можно – и нужно – уйти от банальщины и порадовать дорогого человека чем­то необычным, даже экзотическим. Согласитесь, любой женщине приятнее получить неожиданный, «незатертый» букет – не такой, как у всех. Кстати, и стоимость экзотического букета выходит меньше, чем стандартный цветочный набор. Надо сказать, что доля обычной розы на цветочном рынке, по словам специалистов, снижается год от года – ее заменяют хризантемы, букетные розы, малые розы и другие менее помпезные, но не менее восхитительные представители флоры. Ежегодно в Россию доставляется около 20 тонн срезанных цветов: 90% российского рынка сегодня принадлежит импортерам – Голландии, Эквадору, Колумбии и Израилю. Цветы из Голландии хороши своим разнообразием. У южноамериканских – более крупные бутоны, мощные стебли, что очень нравится нашим женщинам. Но понятно, что вся эта флора, как говорится, не первой свежести. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные хозяйства обеспечивают пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%.Местное, приморское, производство цветов не слишком страдает от транспортных расходов. Но оно пока не в состоянии удовлетворить даже минимальные потребности рынка: узкий ассортимент (в основном это розы и каллы), сравнительно невысокое качество, нестабильные поставки… Так что наша цветочная продукция – это всего 5% приморского рынка. Да и стоимость местных цветов подчас даже выше, чем импортных, так как выращивать их в капризном приморском климате сложно, да и затраты на дорогую электроэнергию не окупают себя. По словам руководителей агрофирм, производство живых цветов на срезку – процесс с длительной окупаемостью и большими рисками, отсюда и высокая цена на продукцию.Редиска выгодней тюльпановВ прошлом году владельцы цветочных теплиц практически полностью отказались от роз и других цветов, выгонка которых рассчитывалась ровно к 8 Марта, и перешли на тюльпаны. Тюльпанам удалось войти во все ценовые сегменты, вытеснив из экономкласса розу. Но в этом году многие перестали заниматься и этими цветами.– Мы производим рассаду цветов для озеленения городских скверов, площадей и клумб, благоустройства ведомственных территорий, – рассказывает директор УПХ «Дальневосточное» Владимир Сидоренко. – Тот портфель заказов, который мы собрали, а это 15-20 видов рассады, будет обеспечен. Но цветы на продажу как таковые мы больше не выращиваем. В прошлом году отдали 30 гектаров под фрезии, а тюльпаны начали выращивать еще два года назад. Но из этого ничего не вышло. Хотя эти цветы и не требуют высоких температур, затраты все равно не окупили себя – у нас не было крупных заказов. Эти площади мы отдали под лук и редис. Во-первых, горожанам они нужны всегда, а во-вторых, государство субсидирует часть затрат на выращивание овощей.