Предстоит учиться мне в президентской академии
Государственных и муниципальных чиновников будут готовить по-новому
Государственных и муниципальных чиновников будут готовить по-новомуК живо обсуждаемым темам о модернизации высшего образования, в том числе и организации Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) прибавилась еще одна – реформирование Приморского института государственного и муниципального управления (ПИГМУ). В прошлом году здесь отметили четверть века со дня образования, а в этом – началась его новая история. Подробно об изменениях и преобразованиях в учебном заведении Приморья рассказал его ректор, профессор Леонид Болтянский.В коридоры власти – с новым уставом– Леонид Исаакович, газета «В» на своих страницах уже рассказывала о том, как в ПИГМУ осуществляются переподготовка и повышение квалификации государственных служащих различных ветвей властных структур и руководящих работников. Что сегодня происходит в учебном заведении и как оно будет называться в дальнейшем? – Как известно, президент РФ 20 сентября 2010 года подписал указ №1140 «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации». Новый, не имеющий аналогов в России вуз сформирован путем присоединения к Академии народного хозяйства при правительстве РФ Российской академии государственной службы при президенте РФ и 12 федеральных государственных образовательных учреждений, которые ранее были в системе министерства образования и науки, в числе которых оказался Приморский институт государственного и муниципального управления. В составе академии институт получил новое название – Приморский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, или сокращенно Приморский филиал РАНХ и ГС. 29 декабря 2010 года правительство РФ утвердило устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования РАНХ и ГС. Саму академию сокращенно еще называют президентской. Ее главный кампус находится в Москве, а сеть филиалов охватывает всю территорию страны. Сегодня в ее составе 67 филиалов и 28 представительств. Теперь Приморский филиал РАНХ и ГС – это высшее учебное заведение с расширенными задачами, которые ставят президент и правительство страны. Среди них выделена самая главная – централизованное обучение государственных и муниципальных служащих и руководителей различных отраслей народного хозяйства, ведение научно-исследовательских работ в области формирования государственной службы и ее кадрового мониторинга, а также ряд других задач широкого диапазона деятельности.Кадры решают все– Какова же цель такого объединения?– Она определена указом президента: «Для совершенствования учебной, научной и организационно-методической базы, используемой при подготовке управленческих кадров высшей квалификации для государственного, общественного и частного секторов экономики». А основная направленность реорганизации региональных вузов – повышение качества и расширение спектра реализуемых образовательных программ для органов исполнительной власти и народного хозяйства. Такие структурные подразделения находятся практически на всей территории страны, и становится совершенно очевидно, что создание президентской академии – это попытка централизованно подготовить класс чиновников и руководителей народного хозяйства. Находившиеся ранее в системе Российской академии госслужбы при президенте РФ и переданные три года назад в систему Минобрнауки РФ, эти образовательные структуры были разрознены и проводили обучение с учетом собственной специфики региона. Все прекрасно понимали, что ее передача в Министерство образования и науки РФ была неверным шагом, и решили исправить эту ошибку. Тогда и появился указ президента.За рубежом, в частности во Франции и Германии, где я проходил стажировки, карьерный рост и продвижение по службе чиновника идет быстрее, если он прошел обучение в подобной академии.Новый вуз в Приморье– Какие изменения вы ожидаете в связи с реорганизацией?– Мы федеральное государственное образовательное учреждение, которое согласно закону о госзакупках должно участвовать в конкурсе, что мы и делали и, как правило, побеждали. Я надеюсь, что с созданием президентской академии и департамента государственной службы и кадров при правительстве РФ появится целевая задача и обучение госслужащих перейдет с конкурсной основы на централизованный заказ. Для этих целей региональные академии и институты подобно нашему преобразовались в единую структуру.Сейчас мы занимаемся переоформлением лицензий и свидетельств о государственной аккредитации и надеемся, что сохранятся все программы, которые у нас лицензированы, а их у нас более двух десятков. Наш институт до реформирования занимался дополнительным профессиональным образованием, а именно: повышением квалификации и профессиональной переподготовкой людей, имеющих базовое образование. Мы осуществляем повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов отраслей народного хозяйства и ведем профессиональную переподготовку по более чем 20 программам. Программы актуальны, так как управленческие компетенции просто необходимы тому же директору школы, который ранее имел достаточную педагогическую подготовку. В нашем учебном заведении он ознакомится с вопросами управления, права, экономикой и другими дисциплинами, которые необходимы первому руководителю. С нынешней задачей – профессиональной переподготовкой и повышением квалификации государственных, муниципальных служащих органов представительной, исполнительной власти и местных органов самоуправления – институт успешно справляется. В последние годы специальность «Государственное и муниципальное управление» была одной из самых востребованных в различных вузах края и страны. Я считаю, что в отношении ее вузами велась некорректная политика в части последующего трудоустройства выпускников, что и порождало завышенный спрос на специальность. Окончив обучение на этой специальности, во власть придут не более 5-10% выпускников. Для того чтобы стать чиновником, необходимо пройти конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской или муниципальной службы. Необходимо обучать будущих чиновников в специализированных учебных заведениях. Формирование их социального мышления, социально-гуманитарной направленности в таком заведении будет более эффективно для выполнения государственных и муниципальных полномочий.Теперь можно порадовать будущих абитуриентов. Если раньше мы были институтом дополнительного профессионального образования и занимались подготовкой и повышением квалификации специалистов, имеющих опыт, то сегодня, когда мы стали филиалом президентской академии, институт приобрел еще и статус высшего учебного заведения, что дает ему право заниматься непрерывной подготовкой студентов, чиновников и руководителей предприятий.– К вам теперь смогут поступать выпускники школ?– Мы планируем создать направление бакалавриата «Экономика и управление» и в ней программу обучения «Государственное и муниципальное управление». Сколько абитуриентов будет зачислено в число студентов, пока неизвестно. Этот вопрос еще предстоит обсудить, но могу сказать, что набор по этому направлению будет не менее 75 человек в год. В этой связи появляется еще одна задача – создание образовательных структур, позволяющих вести подготовку студентов. Пожалуй, стоит сделать акцент на том, что на территории Приморского края появился еще один вуз. Нельзя сказать, что он молод – у нас накоплен опыт с 1985 года, и я надеюсь, что будут подготовлены новые учебные программы. Наравне с этим человек, который будет обучаться на ГМУ, будет дополнительно приобретать необходимые управленческие компетенции. Мы хорошо понимаем, что он придет во власть, где необходимы навыки руководителя и организатора, а не пассивного исполнителя. В связи с чем нам понадобится произвести корректировку учебных программ и планов, которые будут отличаться своей спецификой от тех, которые сейчас дают в вузах. Это важная деталь, и я надеюсь, что конкурс в это учебное заведение будет высокий. При поступлении в президентскую академию к его абитуриентам будут предъявляться дополнительные требования. Возможно, это будет тестирование. – В каком виде они будут выявляться?– Я пока не готов сказать. Этот вопрос находится в компетенции руководства, и в дальнейшем решение этого вопроса будет прописано в правилах приема в президентскую академию.– На ваш взгляд, как повлияет реорганизация на приемную кампанию этого года и набор студентов?– Сейчас мы переоформляем лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Но все эти юридические тонкости никак не отразятся на процессе обучения. Общие правила приема с 1 февраля этого года размещены на сайте РАНХ и ГС. Они будут едины для всех филиалов президентской академии. Наш филиал в этом году приема на высшее образование осуществлять не будет. Мы готовим подобную программу на 2012 год.– Какие дипломы получат выпускники Приморского филиала РАНХ и ГС?– Лица, успешно прошедшие обучение, получают дипломы государственного образца под знаком Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Первые выпускники, проходящие профессиональную переподготовку и повышение квалификации, получат документы об образовании уже в июне этого года.– В какой стадии сейчас находится реорганизация? – Постановлением правительства определены сроки. Все реорганизационные мероприятия должны быть завершены до конца этого года.Президентская академия была зарегистрирована в налоговых органах 25 января этого года, и, несмотря на то что юридически процедура присоединения завершится через два месяца, мы вплотную занимаемся всеми вопросами переходного периода. Трудовые отношения с сотрудниками института продолжатся в Приморском филиале академии. Сегодня в институте свыше 100 человек, и я предполагаю, что мы не только сохраним кадры, но и пополним их.Стоит отметить, что наши специалисты ведут большую научно-методическую работу для органов власти. Они являются независимыми экспертами в конкурсных, аттестационных комиссиях почти во всех федеральных органах государственной власти в Приморском крае. Сейчас учредителем выступает министерство образования и науки, и в то же время руководителя института утверждали в аппарате президента страны. В новой структуре руководитель филиала назначается ректором академии, и он будет именоваться директором филиала. На период реорганизации я – исполняющий обязанности директора филиала и ректор существующего института.Я очень рад, что на территории края появилось структурное подразделение президентской академии.Сегодня я вижу достаточно большую перспективу дальнейшего развития института и прежде всего за счет создания и развития в филиале системы непрерывного образования, возможности обучения на разных этапах специалистов органов исполнительной власти, которых в крае почти 25 тысяч.
Автор:
Татьяна ГРИГОРЬЕВА