Без права на правый
Эксперты дали оценку последствий запрета правого руля в России
Эксперты дали оценку последствий запрета правого руля в РоссииПраворульные автомобили снова под прицелом властей. В новом проекте технического регламента о безопасности колесных транспортных средств запрещается выпуск в обращение праворульных автомобилей.Эксперты полагают, что в такой редакции документ вряд ли будет принят, но в случае сохранения спорного пункта владельцы праворульных автомобилей могут понести финансовые потери, сообщает газета «Волжская коммуна». Новый проект техрегламента разработали специалисты Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ).В пункте №18 раздела «Требования безопасности» регламента сказано: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».Запретить ввоз праворульных автомобилей планировалось еще в 2008 году, но реакция населения была столь резкой, что от этих планов пришлось отказаться.«С образованием единого экономического пространства между РФ, Белоруссией и Казахстаном, где праворульные автомобили были запрещены уже несколько лет назад, Россия приняла на себя ответственность за выполнение ряда определенных обязательств, – пояснил руководитель пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов. – Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2010 года парк автомобилей с правым рулем в России – более 2,4 миллиона автомобилей, или чуть более 7% общего парка. То есть их количество недостаточно велико, чтобы идти вразрез с интересами стран Таможенного союза. Поэтому пойти навстречу странам-партнерам шаг логичный».Эксперты отмечают, что пункт, касающийся праворульных автомобилей, сформулирован так, что возможны разные толкования.«Неясно, распространится ли запрет на уже приобретенные или будет распространяться только на вновь ввозимые автомобили. С точки зрения защиты прав владельцев этих машин, уже потративших деньги на покупку, было бы логично, если бы запрет распространялся только на вновь ввозимые праворульные авто», – полагает Александр Шмыгов.Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что в такой редакции новый техрегламент вряд ли будет принят: «Будем надеяться, что новый регламент лишь ЗАПРЕТИТ ввоз в страны Таможенного союза праворульных автомобилей, но при этом ЭКСПЛУАТАЦИЯ праворульных машин будет разрешена до истечения их срока службы. Но мне кажется, что пункт про праворульные авто будет переработан или исключен вовсе».Некоторые эксперты полагают, что если спорный пункт останется в окончательной редакции закона, то владельцам праворульных машин придется от них избавляться. Если же закон ограничит только импорт праворульных машин, то все равно возможны случаи злоупотребления. Нечистые на руку ответственные лица будут трактовать закон в пользу собственного кошелька. Не думаю, что таких случаев будет очень много, но они будут однозначно», – уверен исполнительный директор ООО «Авиавто» Андрей Шмуров.«Если к владельцам таких машин будут применяться различные санкции, их будут дискриминировать, то здесь опять возможен социальный взрыв, который не нужен властям ни одной страны. Поэтому при взаимодействии с госорганами и органами правопорядка водители праворульных машин вряд ли будут подвергаться дискриминации, а регламент в этой его части будет принят в достаточно либеральной редакции», – считает Дмитрий Баранов.Принятие техрегламента даже с сохранением пункта о праворульных автомобилях заметного влияния на российский авторынок не окажет, уверены эксперты. «Увеличение таможенных пошлин в январе 2009 года уже привело к резкому сокращению ввоза поддержанных автомобилей, что позволило активно развиваться автосборочным предприятиям на территории РФ. Так, например, по итогам 2010 года производство легковых машин в России выросло в два раза по сравнению с предыдущим годом, – отметил Александр Шмыгов. – В настоящее время на рынке представлены практически все возможные автомобили иностранных марок российской сборки, в том числе доступные по цене для потребителей подержанных праворульных машин». Эксперт также добавил, что до конца 2011 года будут действовать государственная программа льготного автокредитования и программа утилизации автомобилей старше 10 лет, которая дает возможность потребителю приобрести новый автомобиль с существенной скидкой.«Если техрегламент ограничит только ввоз, а не эксплуатацию машин, уже ввезенных на территорию РФ, то рынок снизится, но некритично, – рассуждает Андрей Шмуров. – Думаю, что цена на праворульные машины упадет не более чем на 15-20%. Стоимость у таких машин и так невысока, так что владельцы особых потерь не ощутят. Другое дело, если регламент вообще запретит эксплуатацию машин. Тогда их стоимость будет равна стоимости лома черных металлов».Дмитрий Баранов согласен, что могут возникнуть проблемы с реализацией праворульных автомобилей. «Так как владельцы праворульных машин не смогут продать свой автомобиль в странах ЕЭП, то они будут вынуждены искать покупателей в других странах СНГ, но не факт, что они смогут их там найти, а если даже найдут, то вряд ли выручат за свои авто нормальную цену. Ведь машину нужно будет как-то доставить покупателю», – отметил эксперт.Владелица праворульной «Тойоты» Светлана подчеркнула, что именно падения цен она больше всего опасается в случае принятия нового техрегламента. «И так праворульные автомобили стоят на 10% дешевле леворульных той же модели». Дмитрий Баранов оценивает разницу в цене между праворульными и леворульными автомобилями в 20-30%, в зависимости от года выпуска и марки автомобиля. Андрей Шмуров сообщил, что разница измеряется десятками тысяч рублей. «Не все готовы покупать правый руль и согласны платить больше за левый. Даже сказки про то, что японцы «для себя» делают лучше, чем «для других», роли не играют», – заключил эксперт.КстатиИномарки придется испытывать на границеВвоз подержанных иномарок в РФ с 1 июля этого года усложнится из-за введения нового правила об обязательной технической экспертизе конструкции каждого авто и при необходимости его испытаний. Как пояснили в Дальневосточном таможенном управлении, новые правила связаны с вступлением в силу ряда положений постановления правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».Оценка исправности автомобиля будет проводиться только в аккредитованных испытательных лабораториях, которых в России насчитывается всего шесть. По результатам заявителю выдается свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. На иномарки, которые были ввезены в страну до 1 июля, новое правило таможни не распространится, передает ИТАР-ТАСС.
Автор:
Отдел новостей «В»