Капитан капитану диплом выклюет
Судоводителей наказали, не дождавшись выводов экспертной комиссии
Судоводителей наказали, не дождавшись выводов экспертной комиссииДальневосточные капитаны крайне возмущены действиями капитанов Ванинского и Владивостокского морских портов. Недовольство моряков вызвали распоряжения чиновников изъять рабочие дипломы у капитанов рыболовного траулера «Мыс Елизаветы» и научно-исследовательского судна «Профессор Кизеветтер» за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания. Напомним, что в конце декабря ушедшего года запросили помощь попавшие в ледовый плен в Сахалинском заливе плавбаза «Содружество», транспортный рефрижератор «Берег Надежды», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер» и рыболовный траулер «Мыс Елизаветы». Ледоколы Дальневосточного морского пароходства первыми вывели на чистые воды суда «Мыс Елизаветы» и «Профессор Кизеветтер», затем приступили к буксировке оставшихся судов. Спасательная операция длилась ровно один месяц и обошлась пароходству, по предварительным данным, в 180 миллионов рублей. «Капитан траулера «Мыс Елизаветы» зашел в залив после запрета, который выдавался на этот район, поэтому он может быть лишен капитанского диплома», – сообщил 31 января глава Росрыболовства Андрей Крайний. В этот же день капитан НИС «Профессор Кизеветтер» Евгений Шмелев решением капитана морского порта Владивосток был лишен диплома на шесть месяцев за нарушение дисциплины. На более длительный срок и с более жесткими формулировками изъяли диплом у капитана судна «Мыс Елизаветы», приписанного к Ванинскому морскому порту. В ТИНРО-центре, в составе флота которого числится «Профессор Кизеветтер», не согласны с карательной санкцией администрации порта в отношении капитана Евгения Шмелева, утверждая, что тот надлежаще выполнял свои обязанности в рамках экспедиционного задания по исследованию промысловой обстановки. – Капитан Шмелев действовал согласно договорным обязательствам, которые подразумевали заход в зону Сахалинского залива, в том числе и для разгрузочных работ по запросу рыболовных судов, – сообщил «В» начальник Базы исследовательского флота ТИНРО-центра Лев Свиридов.Реалии рынка морских услуг таковы, что капитан обязан выполнять распоряжения владельца флота. Конечно, он может игнорировать его распоряжения или условия договора, если это явно представляет опасность для экипажа, груза или судна. Но для этого у него должны быть весьма веские аргументы. В противном случае его обвинят в невыполнении обязательств перед работодателем со всеми вытекающими последствиями. На тот момент, рассуждают эксперты, когда капитан получил приказ идти в ту точку и работать, там наверняка прогноза опасности не было. В штаб-квартире Дальневосточной ассоциации морских капитанов прошел капитанский час, на котором осудили практику лишения дипломов как незаконную. По мнению бывалых моряков, это крайняя и редко употребляемая мера, на которую уполномочен только суд. – Непонятно, на каком основании свирепствуют капитаны портов, расследование случившегося в Сахалинском заливе еще не завершено, юридические выводы не сделаны, – отметил президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. – Капитан порта выдает рабочий диплом, но имеет ли право его аннулировать, еще надо разобраться. Я не припомню подобного случая. Когда капитан очень уж провинился, совершил аварии, его понижали в должности на год-полгода и он мог выйти в рейс только старпомом. При этом диплома никогда не лишали.Считаю, что таким образом чиновники пытаются уйти от ответственности. В Дальневосточной ассоциации морских капитанов признали, что будут пристально следить за развитием событий и не исключают своего участия в разбирательстве случившегося. – Хоть капитаны данных рыболовных судов и не обращались к нам за помощью, но нам важно не допускать прецедента самоуправства чиновников, – заявил Петр Осичанский. – Дай им разгуляться – всего нас лишат.
Автор:
Александр КАРАСЁВ «Владивосток»