На себя посмотрите!
Владивосток далеко, но ведь город-то это... Какой?
Владивосток далеко, но ведь город-то это... Какой?Возможно, слова Владимира Высоцкого «открыт закрытый порт Владивосток» были одними из первых «имиджевых» отзывов о Владивостоке. С тех пор в представлении как нас самих, жителей краевого центра, так и наших соотечественников из других областей России имидж города постоянно менялся. Что первое приходит в голову, когда мы слышим «Владивосток»? Город-порт? Город «правого руля»? Или что-то еще?..Семинар «Позиционирование Владивостока в региональных СМИ», который провела в Японском центре доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Владивостокского института международных отношений Ольга Кравченко, как раз и призван был выяснить: каким видят Владивосток его жители? Что мешает Владивостоку в создании положительного, позитивного образа и что помогает?Всерьез задумываться над тем, каким наш город видят жители России и иностранцы, как, в конце концов, он выглядит в наших собственных глазах, мы стали совсем недавно. А ведь вопрос далеко не праздный. Город, который после Пусана, Сингапура, Иокогамы будет принимать саммит АТЭС, окажется в глобальном фокусе внимания…Показательно, что семинар, затеянный Ольгой Николаевной, прошел не в первый, а уже во второй раз. Впервые выяснить, как владивостокцы относятся к своему городу, Ольга Кравченко попыталась в 2007 году.Молодой и энергичный…- Имидж – это технология, – говорит Ольга Николаевна, – и значит, ее надо развивать, над ней надо работать… Ведь если в 2007 году говорить всерьез о работе над имиджем города не приходилось, то сегодня многое изменилось. Показать себя с лучшей стороны хочет не только Владивосток, но и Россия в целом. И в этом смысле у нас уникальная ситуация, которой нельзя не воспользоваться. У Владивостока сегодня, возможно, самая имиджевая реальность, сравнить в этом смысле город можно разве что с Сочи и Казанью…Почему точкой отсчета был выбран именно 2007 год? Все просто – именно в этом году впервые (и очень робко) заговорили о том, что, возможно, в перспективе наш город примет саммит АТЭС. Если честно, в это мало кто верил…- Тогда, – говорит Ольга Николаевна, – в связи с активизацией культурной и общественной жизни в городе, развитием международных контактов мне показалось интересным проследить, как пишут о нашем городе средства массовой информации, что о нем думают сами горожане.- Каким же виделся имидж города в 2007 году?- Основательно отличающимся от сегодняшнего. Не в лучшую и не в худшую сторону, просто – другим. Те, кого мы опрашивали в 2007 году, описывали Владивосток как молодой, энергичный город. Почти все мало верили в перспективы экономического роста, но подчеркивали, что он может стать центром европейской культуры в Азии – этому, в частности, способствовал факт проведения во Владивостоке кинофестиваля «Меридианы Тихого», а также то, что в нашем городе киносъемочные группы из Китая, Кореи снимали «европейские интерьеры».Но если с потенциальной ролью Владивостока была хоть какая-то ясность, то эмоциональный образ города в глазах его жителей в 2007-м был очень противоречивым. Люди называли массу проблем Владивостока: водоснабжение, пробки, дороги, слабая власть, криминал и десятки других, причем проблемы эти были такими острыми, что внутренний взгляд горожан на город был очень негативным.А вот радовал Владивосток своих жителей в основном природой. Море, сопки, красивые девушки – вот что согревало души.Следует заметить, что в тот момент люди совсем не видели перспектив города, почти никто не говорил о том, что Владивосток – форпост России, о его социально-экономической роли в регионе и речи не шло.А ведь уже тогда Минрегионразвития видел в будущем Владивосток как инновационный центр в азиатской части России. Хотя тогда еще про инновации говорили очень робко, но уже шла речь о том, что, возможно, вскоре у нас будут делать автомобили…- Я так понимаю, Ольга Николаевна, что с 2007 года вы не оставляли тему имиджа Владивостока и проводили исследования?- Да, в частности – над ними работали мои дипломники. Особенно удачной была работа Василины Попиль «Роль рекламы в формировании бренда города».Мы проводили интервью по разделам «Мой город», «Наш город», «Город в СМИ». Отвечая на вопросы раздела «Мой город», респонденты рассказывали, как лично они воспринимают Владивосток. «Наш город» – это попытка подняться над бытовым восприятием, оценить имидж города с позиции «мы». Здесь мы просили дать определение жителям города, какие они. К нашему удивлению, выяснилось, что владивостокцы – вечно спешащие, невежливые и даже злые… Вот такой самокритичный взгляд…- Интересно, что владивостокцы не только весьма самокритичны, но и глобальные перспективы города оказались не в состоянии оценить…- Это как раз нормально. Будни заслоняют нам видение перспектив, это в человеческой природе. И в этом смысле особо я бы выделила третий блок вопросов. Потому что впору говорить о роли средств массовой информации в формировании имиджа города. Горожан нужно правильно сориентировать, пояснить, как воспринимать событие, что в нем ценного. Не каждый гражданин способен охватить тот плотный поток новостей, который обрушивается на него каждый день, тем более – проанализировать его и сделать глобальные выводы. Деловой! Успешный!Итоги семинара 2010 года, по словам Ольги Николаевны, интересны даже больше, чем три года назад. Во-первых, кардинально изменился облик города. Сегодня владивостокцы видят его не просто энергичным, а деловым, успешным. Именно такой имидж Владивостока они хотели бы предъявить и жителям России, и иностранцам.Изменился и тот набор проблем, которые мешают горожанам жить. Конечно, среди них есть вечные – пробки, дороги, но на первые места вышли вдруг проблемы климата, тяжелых погодных условий города и его ландшафтные особенности. Показательно, что самих же владивостокцев стал волновать вопрос индивидуализма и разобщенности горожан.- И здесь, – подчеркивает Ольга Николаевна, – снова должны свою работу выполнять СМИ, объединяя людей. Ведь в анкетах участников исследования наметился любопытный дискурс: несмотря на то, что в проведение саммита во Владивостоке верят уже все, четко видна тенденция - саммит сам по себе, а люди сами по себе. Чем полезен саммит для города и горожан, что хорошего он несет, люди пока не понимают. Зато стройки, из-за которых то и дело возникают пробки, всех раздражают. Вот где нужны усилия административного ресурса и средств массовой информации, усилия экспертов, уважаемых, авторитетных людей! Их мнения, широко представленные, растиражированные, смогли бы сломить этот лед недоверия.Впрочем, уже сегодня горожане признают: у Владивостока появилась возможность стать лидером социально-экономического развития региона. В ответах встречаются эпитеты «уникальный», «новый», «город будущего», «перспективы», «стройка века»… Если этими настроениями правильно воспользоваться, уловить и развить их, то, возможно, нам удастся сотворить чудо и из Владивостока навсегда исчезнет провинциальная недостаточность. Мы строим город будущего, мы нацелены в будущее – вот лучший базис для имиджа.- И тут главное – не упустить время, – считает Ольга Кравченко. – У нас наметились серьезные миграционные тенденции – люди уезжают… Уезжают по многим причинам, но в том числе и потому, что не чувствуют себя удачными, успешными, не чувствуют успешным сам город…Меж тем достаточно взглянуть на проблему чуть-чуть иначе… Да, мы живем в тяжелом климате, с ужасными пробками и так далее, и так далее. Но живем! А в мире сегодня особо ценны два качества – мобильность и адаптивность. И эти самые качества у нас есть! Мы, живущие во Владивостоке, – особые люди, успешные в преодолении трудностей. Не неудачники, которым некуда уехать, а люди, которые верят. Верят в то, что город сможет достичь своих перспектив, что они сбудутся.На этом посыле можно выстроить позиционирование города. Другие города России выстраивают свой имидж на куда более зыбких смыслах.- А чего больше всего боятся опрошенные вами владивостокцы?- В большей степени – обманутых надежд. Боятся поверить в возможность лучшего. Мы любим идеализировать будущее, создавать сказочную реальность, но при этом опасность разочарования останавливает нас от веры в строящуюся действительность. Городу и горожанам нужно самоуважение, нужно, чтобы нам с вами сказали: молодцы, потерпите еще немного, ведь мы вовлечены в глобальный процесс перемен. Населению нужно обязательно оказать уважение – хотя бы за терпение. В этом смысле есть чему поучиться у Иокогамы. Там во время подготовки к саммиту ставили совершено четкую цель: максимально комфортно должно быть не гостям в первую очередь, а жителям города. Это очень важно…Время смыслов- Ольга Николаевна, вы оптимистка, вы считаете, что и Владивостоку и России удастся предстать перед миром и своими гражданами в ином свете?- Да, я оптимистка. Сейчас наступает время смыслов. И главный смысл, на котором можно построить имидж города: нам здесь жить! Я люблю Владивосток и хочу, чтобы он развивался и нравился многим.- Если бы вас попросили вычленить главное, что нужно продвигать в имидже Владивостока, что бы вы выбрали?- Готовность к переменам, позитивное ожидание этих перемен. Особый упор я бы сделала на экспертные оценки. Я бы подчеркивала чаще и тот факт, что меняется восприятие Владивостока в глазах соседей по АТР, что в нас верят, тому свидетельством и участившиеся визиты иностранных делегаций, и приезд журналистов из других стран. Это надо активно поддерживать и освещать.
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ