Гроза пиратов
Капитан из Владивостока указом президента удостоен медали «За отвагу»
Капитан из Владивостока указом президента удостоен медали «За отвагу»2 января 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ № 10 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Среди награжденных – житель Владивостока Александр Супонин, капитан теплохода приморской компании «Дальневосточная морская фирма». Наш земляк получил медаль «За отвагу». Как гласит вышеназванный указ, «за отвагу, проявленную при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни».О нападении сомалийских пиратов 18 апреля 2009 года в Аденском заливе на танкер «Хандитанкерс Мэджик» (Handytankers Magic), где капитаном был Александр Супонин, наша газета в свое время уже рассказывала. Публикация «Пират не пройдет!» во «Владивостоке» от 16 июля 2009 года вызвала у жителей Приморья волну патриотизма и гордости за российских моряков, не позволивших вооруженным корсарам захватить свое фактически беззащитное судно.Победили и закатили ужинТанкер «Хандитанкерс Мэджик» шел из Индонезии в Роттердам с грузом пальмового масла. Экипаж – 22 человека, все из Приморского края, а сам танкер принадлежит греческой компании «Роксана Кристен Круинг Сервис». Аденский залив «Хандитанкерс Мэджик» проходил замыкающим в составе каравана из пяти торговых судов.Из докладной записки капитана теплохода «Хандитанкерс Мэджик» Александра Супонина генеральному директору ООО «Роксана Кристен Круинг Сервис» (публикуется впервые): «О том, что танкер пойдет в зону пиратских действий, мы знали. Поэтому серьезно готовились к возможной встрече с пиратами. Тщательно была организована вахтенная служба для наблюдения за окружающей обстановкой. У танкера есть несколько минусов – это низкий борт, тихий ход и топливо в танках, но есть и плюс – мощная противопожарная система. Проводили с экипажем занятия и тревоги по действиям при нападении пиратов, были приготовлены к немедленному действию все противопожарные средства. При следовании в коридоре безопасности бдительности не теряли и уже на выходе из коридора безопасности 18 апреля 2009 г. 07.45 Гринвича заметили приближающееся судно с черным корпусом, от которого отделилась быстроходная моторная лодка. По судну была объявлена тревога. Экипаж занял свои места по расписанию. Все, не участвующие в отражении пиратской атаки, на случай захвата судна пиратами укрылись в «цитадели» (хорошо запираемое изнутри помещение). Пиратская лодка с несколькими пиратами на большой скорости подошла к танкеру. Вооруженные пираты приготовили алюминиевую лестницу, приготовились к высадке.На судне включили все противопожарные лафеты. Направили мощные водяные струи в ту сторону, с которой подходили пираты. О нападении пиратов была сразу передана информация на военный корабль под флагом Нидерландов, в центр по борьбе с пиратством MSCHOA и судовладельцу. Военный корабль Нидерландов хоть и был в пределах видимости, но подойти уже не успевал». Как позже рассказывал капитан Александр Супонин, район Аденского залива усиленно патрулируется военными кораблями стран-участниц антипиратской коалиции. Российских военных кораблей на тот момент поблизости не было, они шли в этом направлении из Сингапура. Из рассказа капитана Александра Супонина: - Пиратскую лодку отбрасывало от танкера струями от работающих винтов, пару раз она чуть не перевернулась. Тогда пираты стали обходить нас, и мы включили «пожарную воду» – водонапорную систему тушения пожаров. Их высадка была невозможна из-за мощных струй. Тогда они выстрелили в нас из миномета. Метили в мостик, но промахнулись – граната упала на грузовую палубу в метре от мостика и чудом не взорвалась, а развалилась на части. Сами пираты умчались на «базу» – к шхуне под зловещими черными парусами. Вся атака длилась считаные минуты – так были отработаны действия флибустьеров Аденского залива. Мы связались с датским кораблем, выслали им снимки гранаты, попросили выслать к нам на борт специалистов по разминированию. Те сказали выждать час и не подходить к этому месту близко. Через час ничего не взорвалось, и мы, по рекомендации военных, выбросили снаряд за борт. Датский корабль тем временем преследовал лодку пиратов, захватил ее и освободил 20 заложников – моряков с местных судов. Командующий датским кораблем и руководство объединенных многонациональных антипиратских сил благодарили нас. А мы собрали праздничный ужин и отметили нашу удачу. …После возвращения экипажа теплохода «Хандитанкерс Мэджик» на родину, Владивостокское морское собрание обратилось с просьбой к губернатору Приморского края Сергею Дарькину о награждении правительственными наградами капитана - Супонина Александра Юрьевича, старшего помощника - Усовича Владислава Анатольевича, третьего помощника - Коробкина Владимира Валерьевича и матроса – Александрова Евгения Владимировича. В свою очередь, губернатор Приморья отметил членов героической команды теплохода «Хандитанкерс Мэджик» благодарностями.И награда его дома не застанетСо дня ЧП в Аденском заливе прошло полтора года. И новость из Кремля застала капитана Супонина на капитанском мостике: он сейчас бороздит Индийский океан. Поэтому об эмоциях Александра Юрьевича по поводу награждения его государственной наградой мы можем только догадываться. Но корреспондент «В» пообщался с отцом виновника торжества, капитаном¬наставником МГУ им. Невельского Юрием Супониным, всю свою жизнь посвятившим морю.- Сыну только 32 года, а он уже четыре года на капитанском мостике. Сейчас у него танкер «Арамон». Это «стотысячник», а «Хандитанкерс Мэджик» был поменьше, но фирма-судовладелец та же. Если говорить высокопарно, то Александр пошел по моим стопам. Но на самом деле сын пошел учиться в морской вуз в 1996 году, когда был расцвет автомобильного бума. Тогда, чтобы купить японскую машину без накруток, надо было пойти в моряки, - Юрий Васильевич с улыбкой вспоминает лихие 90-е, когда «свежую» иномарку можно было обменять на квартиру.Александр поступил в ДВВИМУ в 15 лет, потому как в школу пошел с шести. Рослый и крепкий курсант Супонин без проблем вписался в коллектив одногруппников, которые были старше его. После окончания вуза в 2000 году Саша попал по распределению в ДВ пароходство: из всего выпуска взяли только пятерых, самых лучших. Тогда это было очень почетно. А на танкер сын, по словам Юрия Васильевича, попал случайно.- Молодые сейчас шустрые, на месте не сидят. Александр сходил в рейс третьим помощником и остался недоволен зарплатой. После чего устроился в Приморское пароходство. Потом через Интернет вышел на судоходную компанию в Сингапуре. Поработал какое-то время на них и только после этого устроился в греческую компанию «Роксана». И вряд ли он думал о каких-то наградах, он же не военный, - уверяет Юрий Васильевич.Несомненно, Супонин-старший гордится сыном. Хотя виду не показывает и по¬отцовски называет наследника «пацаном». В отличие от Александра Юрий Васильевич отработал до пенсии на сухогрузах Дальневосточного пароходства, но ни одной государственной награды за свой достойный труд не получил. А у «пацана», который только вступил в большую жизнь, уже медаль, да не простая, а «За отвагу»! Такими медалями на фронтах Великой Отечественной награждали самых смелых. Справка «В»Из докладной записки капитана теплохода «Хандитанкерс Мэджик» Александра Супонина генеральному директору ООО «Роксана Кристен Круинг Сервис» (публикуется впервые): «Тщательная подготовка, умелые, слаженные действия и мужество членов экипажа, вынужденных управлять судном под обстрелом, не позволили пиратам произвести нападение на танкер и захватить его, а экипажу, гражданам России, попасть в плен. Это подтверждает высокий профессионализм российских моряков».
Автор:
Сергей КОЖИН