Поэзия сухого лепестка

Как ветка сирени превращается в дерево в руках флориста

22 дек. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2854 от 22 дек. 2010
54af50c93e43e4a994b14dd9597283a0.jpg Как ветка сирени превращается в дерево в руках флористаСтудия флориста Натальи Гайды похожа на сказочную шкатулку, честное слово. Вот сухие цветы и листья переплелись в удивительную композицию, вот новогодний венок напоминает о грядущем празднике, а вот в рамочках, под стеклом… картины из сухих листьев, цветов…- Иначе это называется «осибана», - говорит Наталья Павловна, - очень модное сегодня направление во флористике, искусство составления композиций из плоскозасушенных цветов и растений. Техника сама по себе ненова, но в России и тем более во Владивостоке она малоизвестна.В начале этого года Гайда набрала группу учениц, с которыми и стала заниматься осибаной. Искусство работы с сухими растениями захватило всех учениц, и очень скоро у них состоялась первая выставка – были представлены флористические открытки. - Выставка у нас получилась удачная, - улыбается Наталья Павловна, - и мы решили к 150-летию Владивостока создать целую серию композиций с видами города. За основу брали фотографии Владивостока, созданные фотохудожником Олегом Полтораки. Создать картину из растений довольно трудно, потому что нужно и цвет подобрать, и перспективу соблюсти, и, главное, не вырезать из растений нужные формы, а подбирать растения так, чтобы они были на что-то похожи: чайку, гору, дерево. Это оказалось очень непросто. Но ничего, мы справились. Выставка произвела на зрителей большое впечатление. Многие даже не верили, что это сделано из растений и только немного раскрашено. О том, на что похожи засушенные растения, Наталья Павловна может рассказывать очень долго. Но когда видишь это своими глазами, изумляешься: веточки сирени – словно деревья, кисти борщевика – как огромные салюты. - Вы много используете сухих растений, но ведь не так просто высушить лепесток, цветок, ту же траву…- Это тоже искусство. Есть разные технологии сушки. Самый простой – положить лепесток между салфетками, переложить и пусть две недели сохнет. Но… Не в нашем климате! Мы сушим быстро - на теплом полу, на батарее, даже утюгом иногда. И все цветы по-разному. Полевые растения требуют одного подхода, голландские розы, обработанные разными спреями, совсем другого. Иногда такие цветы вообще невозможно высушить. Совсем недавно к нам приезжал в город мастер икебаны из Ниигаты Уэно-сенсей, так вот он говорит, что самые лучшие цветы для икебаны, к примеру, те, что сорваны рано утром, до того, как цветок открылся. Для сушки – то же самое. У каждого лепестка свои особенности, например, мясистым лепесткам ирисов, гладиолусов, тюльпанов нужно дать полежать немного…Вот, казалось бы, вроде мелочь – цветы сушить, труд вроде и незаметный, но без него ведь и композиции в итоге не будет. Во флористике, как говорит Наталья Гайда, 60 процентов времени уходит на подготовку и только 40 – на собственно составление композиции… Кропотливый, но такой благодарный труд – работа с цветами, листьями, травой… - Люблю траву, - признается Наталья Павловна. - Плету из свежей и сухой декоративные подставки, венки, кукол… Вообще люблю заготавливать траву на зиму – летом, осенью… Рогоз, кукурузные листья, ситник… Зимой достаю, сколько нужно, размачиваю… - И сколько же, так сказать, сена вы заготавливаете каждый год?- Точно не скажу. Все на глаз. Знаю, над чем зимой буду работать, и стараюсь обеспечить себя материалом для работы. Чтобы сделать один венок, нужен вот такой (разводит пальцы) пучок травы. Честно скажу, я заготавливаю столько, что у меня всегда к весне еще остается. И как только появляется свежая трава, я радуюсь: ну все, теперь будем жить.- Для флориста все, что растет, - материал?- В общем, да. Трава, цветы, ветки деревьев, листья… И не только живые, кстати. Я вот люблю в украшениях использовать хвою, хотя во Владивостоке хвою начинают продавать очень поздно, за неделю до Нового года, а ведь украшение – дело не минутное… На сложную композицию может не день и не два уйти… Поэтому я использую искусственную ель хорошего качества, это очень симпатичный материал. Наталья Гайда владеет различными флористическими техниками, ведь флористика – это обширный вид искусства. Растениями можно сделать абстракцию, объемный коллаж, плоскостной коллаж, составить букет или композицию в японском или европейском стиле… По словам Натальи Павловны, во Владивостоке самые популярные жанры – составление букетов как таковых, свадебная флористика и икебана. - Что такое объемный коллаж? – удивляется флорист. - Это когда используются объемные растительные материалы… Есть французский модерн – я училась ему у Моник Готье, мастера из Франции. Это работа с закрученными листьями, с необычными формами…Сегодня в студии Натальи Гайды занимаются 11 человек, но на мастер-классы, которые Наталья Павловна очень часто проводит, собираются и до 30 учениц. Делиться знаниями – вот что мастер-флорист считает по-настоящему важным.- По профессии я педагог, психолог, много лет работала по специальности. А потом словно вдруг потерялся интерес к работе… Захотелось чего-то другого. К тому моменту у меня уже было хобби, мне нравилось заниматься цветочными композициями – и я, оставив все, поехала на мастер-классы к Моник Готье в Москву. И поняла, что заниматься хочу только этим. Вот так и поменялось все в моей жизни, я училась, набиралась опыта. Постепенно поняла, что уже многое могу и что готова делиться знаниями. Вела мастер-классы в музее имени Арсеньева… Я без этого уже жить не могу. - У вас в студии так много флористических украшений новогодней тематики, это так актуально сейчас… Есть ли вообще мода на новогодние украшения?- Она стала намного демократичнее. Елки уже не модно доводить дизайном до выхолощенного состояния, теперь их украшают так, чтобы они согревали дом – к примеру, если вы на свою елочку в этом году повесите любимые старые игрушки, то не прогадаете. Традиционные новогодние цвета - белый, золотой, зеленый и красный, традиционные символы праздника - настольные декоративные елочки, рождественские веночки и гирлянды. Элемент новизны присутствует в оформлении флористических гирлянд. Ранее гирляндами украшали стены, лестницы, колонны. В этом сезоне гирлянду из искусственной ели можно оформить в виде одной или нескольких арок внутри комнаты или над дверью. В последние годы появился нетрадиционный подход к установке елки: теперь ее можно укрепить на потолке, подвесив за макушку или установив там же «вверх ногами». Такая елка удивит и повеселит многих. Классическими остаются настольные новогодние композиции и веночки. И много-много свечей...Мастер-класс новогодних украшений от Натальи Гайды читайте в номере за 29 декабря