Чем старше, тем благороднее
Этому правилу подчиняются вино, авто... и Николай Шульжицкий
Этому правилу подчиняются вино, авто... и Николай ШульжицкийПринято считать, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но во Владивостоке живет энтузиаст, усилиями которого древний автолом превращается в раритет. Это почетный гражданин города Владивостока, создатель музея автомотостарины Николай Шульжицкий, которому в прошлую субботу исполнилось 75 лет. Этой дате посвящена выставка, которая сегодня открывается в стенах музея Шульжицкого. Здесь будет шумно и многолюдно: в гости к Николаю Алексеевичу придут политики, бизнесмены, соратники и просто те, кто интересуется историей автомобилестроения. Корреспонденты «В» побывали накануне этих событий в гостях у юбиляра.Байки о байках Об уникальных экспонатах музея автомотостарины, который сегодня является визитной карточкой города Владивостока, Николай Шульжицкий может говорить часами. Я попросила своего собеседника, чтобы он рассказал о себе, но постоянно ловила себя на мысли, что его биография тесно переплетается с историей отечественного автомобилестроения. Николай Шульжицкий родился в городе Туапсе. Его родителей по комсомольской путевке направили поднимать экономику Дальнего Востока, так в 1938 году семья перебралась во Владивосток. – Николай Алексеевич, когда у вас появился интерес к автомобилям?– До 14 лет я занимался легкой атлетикой, но сам не заметил, как оказался в секции мотоциклистов при Доме пионеров. Мотоспорт был увлечением, а свою жизнь я хотел связать с авиацией. Но не прошел по состоянию здоровья, поэтому поступил в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище на специальность «Судоремонт». Теперь такой уже нет...Первый мотоцикл у меня появился в 1950 году. Это был «Индиан»-911. Я ездил на нем по улицам и пугал горожан.– А чем он мог испугать владивостокцев?– Внешним видом и, пожалуй, своим годом выпуска. Для нужд армии Россия закупила у Америки в 1914 году целую партию, и пара экземпляров оказалась во Владивостоке. Мы с друзьями три месяца работали в порту – таскали ящики и заработали 1100 рублей. На них и купили байк. Сначала его чинили, а потом катались по очереди. В кузове жили куры – А какой автомобиль был у вас самым первым и почему выбор пал именно на него?– Это был ДКВ Ф-5 1933 года выпуска. У одного из жителей города в сарае стояли его кузов, в котором жили куры, и отдельно мотор. Я продал два своих мотоцикла и за 500 рублей купил все это богатство. Из него всю зиму собирал машину: перебирал двигатель, вытачивал детали, красил… Пришлось немало потрудиться, чтобы к лету автомобиль был на ходу.В начале 80-х годов у меня появился новый автомобиль «Волга» (ГАЗ-24). Она была изумительно белого цвета. В то время это был один из лучших образцов советского автопрома. «Настоящим» директором называли тех, кто ездил на «Волге», правда, черного цвета.Машину мне выделили по распоряжению крайкома партии. Дело было зимой. Я отправился на базу. Ее территория была засыпана глубоким снегом, поэтому, чтобы не ходить по нему, я взял ту, которая стояла у ворот. Она была без пепельницы, в царапинах и не заводилась.– Так вы ее толкали до дому?– Нет. Ее взяли на буксир, доставили в автопарк и привели в порядок. (Сегодня у Шульжицкого – «Тойота-Краун», которую подарил ему младший сын. – Прим. автора).Они были первыми– Где находились самые первые экспонаты вашего музея?– Два десятка автомобилей сначала установили на площадке краевой ГАИ, прямо под открытым небом. В то время начальником был Волков, который всегда гордился нами и любой комиссии демонстрировал возможности уникальных машин. А на месте, где сейчас располагается музей автомотостарины, находилась кислородная станция Дальзавода. В конце 90-х годов прошлого века эти помещения пустовали. Я пришел на прием к директору Дальзавода Сергею Кучеренко с просьбой посодействовать созданию музея. Он не отказал, но взамен попросил восстановить кислородную станцию на территории завода. К удивлению судоремонтников, работу мы исполнили быстро и за это по остаточной стоимости приобрели строения старой станции. Здесь в то время царила разруха. Сначала расчистили территорию, потом уложили асфальт. Нашли спонсора. Так общими усилиями и восстановили здание, а потом выкупили мастерскую. 28 марта 2001 года музей был открыт.Николай Алексеевич не раз становился чемпионом края по мотогонкам. Видимо, гены передались по наследству. Сейчас ему помогают дети и внуки. Старший сын Олег – директор музея. Увлекались картингом внуки – Александр, Артур и Марк. Самый способный картингист – Марик. Не даром на базе музея работает спортивно-технический клуб «Гамма». – Чем гордитесь больше всего?– Я просто работал, – скромно отвечает юбиляр. – А партия посылала в самое пекло. К примеру, в 1973 году направили в автобусный парк, тот самый, который располагается на улице Корнилова. Несколько раз вызывали в горком партии, где председателем был Николай Мальков по кличке Кровавый. Он и отправил меня на передний фронт работы. Через три года проблема с общественным транспортом была решена. Ежедневно на маршруты города выходило 360 машин, а весь автопарк состоял из 450 единиц. Тогда же создали второй автопарк, в районе памятника минерам. В администрацию города направили обоснование, что он необходим для встречных перевозок. Каждое утро водителям приходилось совершать необоснованные пустые пробеги из отдаленных районов города.– А что дороже – автомобили или мотоциклы?– И то и другое. Недавно приезжал японец и просил продать первый «Харлей – Дэвидсон» (у них он называется «Рику», в 1933-1935 годах их выпускала японская промышленность). Все они были утеряны, но житель Приморья приехал на таком домой после боев в Маньчжурии. Еще один его земляк писал книгу о мотоциклах и попросил дать информацию о сохранившемся экземпляре. Мы выкатили его из гаража, подготовили, протестировали и даже покатались, но составитель каталога так и не приехал во Владивосток.Сегодня в музее 40 автомобилей и 60 мотоциклов. В самой экспозиции выставлено 30 мотоциклов, а остальные ждут своей очереди. У нас имеются первые советские автомобили и мотоциклы, лимузин, вездеход и другое. Много машин, которые ходили по фронтовым дорогам. К примеру, «реликтовый» отечественный автомобиль ГАЗ ААА, который буквально вытащили из болота у поселка Арму.Пароль не нужен, нужен автомобиль– На выставке «Николай Шульжицкий: автомобиль – моя стихия» представлены фотодокументы разных лет. Что за любопытная автоколонна изображена на снимках 60-х годов?– Мосфильм снимал во Владивостоке историко-революционный фильм «Пароль не нужен». С собой привезли реквизит – автомобили. Меня вызвали в крайком партии и попросили отремонтировать эти машины, чтобы они двигались не на буксире, а на собственном ходу. По сценарию герой актера Николая Губенко Василий Блюхер должен был появиться на фаэтоне. Это был 1967-й – юбилейный год. Исполнилось полвека Великой Октябрьской революции, и с участием этих авто планировалось провести торжественное шествие. Мы восстановили технику и еще целый месяц ездили по городу, после чего ее у нас забрали. …В книге почетных гостей музея автомотостарины много автографов. Расписался здесь и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза А.А. Леонов 26 февраля 2004 года. «Примите мое восхищение за увиденное, сделанное и созданное добрыми и умными людьми. Вы – единственный музей в России, поэтому самый большой пример высокой гражданственности и уважения своей истории». Говорят, что о человеке судят по его делам. Воздалось и Николаю Шульжицкому – в 2006 году ему вполне заслуженно было присвоено звание почетного гражданина города Владивостока. КстатиВ музее появился новый экспонат – первая массовая машина США, оснащенная керосиновыми фарами. Прадедушка американского автопрома Ford T сходил с заводских конвейеров с 1908 по 1927 год. Специалисты музея установили по номеру двигателя, что автомобиль выехал с конвейера в 1926 году. Машина находится в полной комплектации и способна самостоятельно передвигаться. Это был первый «народный» автомобиль Америки. Заводской рабочий мог купить его за $250, что составляло среднюю зарплату за месяц. На Дальнем Востоке России это единственный экземпляр модели. Кстати, первый российский легковой автомобиль ГАЗ А был сконструирован именно на базе этой модели. Объем двигателя Ford Т – 3 литра, мощность – 22 лошадиные силы, скорость – до 60 километров в час. Расход топлива – 18 литров на 100 километров.
Автор:
Татьяна ГРИГОРЬЕВА