Американский юмор дошел в Приморье не до всех
Госдепартамент США прислал нам карикатуриста с миссией демократизации
Госдепартамент США прислал нам карикатуриста с миссией демократизацииГостивший на прошлой неделе во Владивостоке американский карикатурист Дэрил Кэйгл, основатель и глава синдиката карикатуристов Cagle Cartoons Inc., был обласкан местными СМИ даже гораздо больше, чем нанотехнолог всея Руси Анатолий Чубайс, прибывший в Приморье практически в эти же дни. Каждое слово господина Кэйгла цитировалось, каждый его шаг тут же освещался прессой.Отчасти это было оправданно. Анатолия Чубайса мы уже видели, а визит господина Кэйгла был культурным событием местного масштаба. К нам уже приезжали из Штатов джазмены и рок-музыканты, представительница индейского племени наваха и даже астронавт, но художников-карикатуристов еще не было. За неделю пребывания в столице Приморья у Дэрила Кэйгла состоялся совместный перфоманс «Картинки для взрослых: отражение жизни» с владивостокским художником Джоном Кудрявцевым в галерее «Арка». Он встречался с художниками и студентами вузов, редакторами местных печатных СМИ. Заглянул Дэрил Кэйгл и в редакцию «Владивостока». В скромном сером пиджаке, в голубых джинсах, вытертых на коленях, мистер Кэйгл был наглядной иллюстрацией своих же слов о том, что карикатуристы в Штатах зарабатывают крайне мало. Хотя работают много. К слову, карикатуры членов синдиката Cagle Cartoons, Inc. регулярно публикуются в 850 газетах и журналах США. Всего же в Штатах издаются 1600 периодических печатных изданий. Нетипичный карикатурист… Свой творческий путь мистер Кэйгл называет «нетипичным для Америки». Прежде чем окончательно увязнуть в политической карикатуре, он работал в рекламе, с куклами-марионетками в популярном детском сериале «Улица Сезам» (который транслировался по российским ТВ-каналам), иллюстрировал журналы, рисовал мультфильмы. Женат, есть дети, иногда ходит с супругой в ресторан. Дочь пошла по стопам отца, тоже стала рисовать. По словам художника, заниматься политической карикатурой гораздо веселее и интереснее, чем какой-либо другой. Дэрилу нравится изображать то, что он хочет, и от чего люди проявляют какие-то эмоции, положительные или отрицательные. – Когда я работал худож-ником-иллюстратором, я рисовал то, что мне говорили. Это было не так интересно. Сейчас, как мне кажется, у меня самая лучшая работа на свете, – говорит Дэрил и тут же добавляет, что его работы достаточно типичны для политических карикатуристов в США. Кстати, большинство карикатур Дэрила Кэйгла, которые он привез во Владивосток, безмолвны, то есть не содержат прямой речи героев или текстовых пояснений автора. Как говорится, здесь все понятно без слов: смотри и улыбайся. Но на поверку американский юмор дошел не до всех наших сограждан. Дэрил рассказал, что, когда его работы смотрели студенты журфака ДВГУ, они смеялись едва ли не до слез. Студенты ВГУЭС отреагировали на эти же карикатуры гробовым молчанием. Свобода рисунка Темы для карикатур, над которыми работают Дэрил Кэйгл и художники его синдиката, стары как мир: рост цен на бензин, экономический кризис, падение курса доллара, валютные войны, извечная проблема бизнеса – куда грамотно вложить капиталы, политика очередного президента США, военные конфликты в различных частях света и т.д. При этом у карикатуриста должен быть нюх, как у гончей, на актуальность момента. И еще чутье на табу в творчестве. – Если я нарисую то, о чем сегодня не говорят, редактор карикатуру не опубликует. Могу нарисовать оскорбительную карикатуру, но, если она будет очень оскорбительной, ее не напечатают. Если мое мнение, отраженное в карикатуре, будет отличаться от мнения большинства, ее тоже не напечатают, – говорит Дэрил Кэйгл. Вот вам и пресловутая свобода слова! Куда ни кинь, везде клин! Впрочем, мистер Кэйгл не боится быть неопубликованным, по его словам, он не «крэйзи» и четко знает, где грань допустимого. Поэтому он никогда не станет рисовать на запрещенные темы: не будет публикаций – не будет и денег. – Меня очень беспокоит, что в Америке журналы и газеты очень мало платят за подписку на карикатуры. Самая большая по тиражу газета платит примерно 80 долларов в неделю за работу 50 карикатуристам! При этом скачивая с сайта нашего синдиката по 15 рисунков в день. Маленькие газеты платят примерно по 20 долларов в неделю. Это очень раздражает, – признался художник, полагая, что открыл для нас Америку.Миссия невыполнима Дэрил, видимо, не знал, что в России ситуация с карикатурами в СМИ такая же аховая. И что у нас прилично зарабатывают только именитые художники-карикатуристы, но таких единицы. И концентрируются они в Москве или в Санкт-Петербурге. Периферийные же газеты и журналы местных карикатуристов практически не печатают: дешевле скачать картинку из Интернета. В России любят халяву. К примеру, во Владивостоке в советские времена с приморскими печатными СМИ активно сотрудничал лауреат премий Международного конкурса карикатуристов в Габрово Виктор Никитин. Его фирменное факсимиле «ВикНик» мелькало едва ли не в каждом номере «Тихоокеанского комсомольца», «Красного знамени» и «Вечернего Владивостока». В новой России его творчество стало ненужным. Интересно, где он сейчас? Тот же Джон Кудрявцев в 80-х годах прошлого века рисовал карикатуры на международные темы для газеты «Красное знамя». Но пришли иные времена, и карикатура в Приморье стала не в почете. К сожалению, также ныне не востребован местными СМИ известный владивостокский карикатурист Олег Полушин. Хотя еще лет восемь назад его карикатуры регулярно появлялись на страницах ДВ-приложения «Комсомольской правды». Поэтому одна из задач миссии Дэрила Кэйгла во Владивостоке – поиск новых потребителей продукции его синдиката среди местных СМИ, на мой взгляд, невыполнима. Каким бы он ни был обаятельным парнем из Штатов.
Автор:
Сергей КОЖИН