Распил», еще «распил»...

Кустарно собранные в гаражах «японки» стали ответом на заградительные пошлины

1 дек. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2842 от 1 дек. 2010
c9399bf76a192d213f3fb17f61416daa.jpg Кустарно собранные в гаражах «японки» стали ответом на заградительные пошлиныПравый руль стал символом Приморья: в 90-х благодаря близости Японии, где можно было купить доступные и качественные авто, в крае сформировался целый социальный класс.В 2008 году правительство  ввело заградительные пошлины на ввоз подержанных автомобилей из-за границы. Это нанесло ощутимый удар по предпринимателям, которые занимались исключительно этим бизнесом, по простым обывателям. В  регионе прошли серьезные народные волнения. Люди, недовольные политикой правительства, выходили на улицы, отстаивая свои интересы. Но их действия не принесли результатов, сообщает PrimaMedia.ru.А потому люди, привыкшие  к качественным, но дешевым авто, стали изыскивать пути решения проблемы. Предприниматели начали ввозить в РФ так называемые конструкторы и распилы.«Распилы» появились  не от хорошей жизни, заменив собой  «честные конструкторы» (возникшие  после очередного повышения пошлин). Конструкторы представляли собой машины, ввозившиеся по частям – кузов, двигатель, подвеска - и уже в России после растаможки в качестве запчастей собиравшиеся вновь. Такая схема позволяла легальным путем занизить объем таможенных платежей и дала многим автомобилистам шанс за приемлемые деньги обновить свои автомобили, оформив «замену номерных агрегатов», то есть кузова и двигателя. Соответствующие изменения вносились в ПТС, и так ввезенный по частям автомобиль легализовывался, - описывает эволюцию предпринимательских экспериментов журналист и автор документального романа «Правый руль» Василий Авченко. – Естественно, нашему государству это не понравилось, но просто так запретить ввоз и замену запчастей было нельзя. Власть не придумала ничего лучше, как обложить ввоз подержанных автокузовов пошлиной в размере не менее 5000 евро, что поставило крест на ввозе конструкторов и подтолкнуло наших предприимчивых земляков в начале 2009 года изобрести «распилыши».По словам Василия Авченко, качество распиленного, а затем сваренного автомобиля вызывает обоснованные опасения, но, с другой стороны, реальной статистики, говорившей бы об опасности (или, напротив, безопасности) «распилов», пока просто нет.Как сообщил начальник  ГИБДД по Приморскому краю Александр Лысенко, проблема распиленных автомобилей в Приморье стоит довольно остро и находится на контроле автоинспекции.«Ситуация страшная. На таможне все склады забиты этими  вот распиленными половинами автомобилей. Это ужасает», - сказал начальник краевой ГИБДД. По его словам, автомобиль, ввезенный таким способом, опасен для использования и недопустим к езде на дорогах края.«Вы представляете, что это такое: вот конструкция распилена и сварена в чудовищных условиях. При повороте создается огромная нагрузка на корпус машины.  Если поворот еще малого радиуса, то вдвойне, втройне нагрузка увеличивается. Вот и получается: перед  такой машины в одну сторону поедет, а задняя часть – в другую. Не дай бог попадет такая машина к законопослушному покупателю. За этим стоят человеческие жизни. Пример – Сахалин, Камчатка. Были факты, когда эти машины разлетались просто по частям», - уточнил он.Как определить при  покупке такой автомобиль? Эксперты отвечают так: «Когда спрашиваешь у  продавца, сколько стоит его новенькая блестящая машина, а он говорит: «8-9 тысяч долларов». Это при том, что 420 тысяч пошлина на ввоз автомобиля целого, 5 тысяч евро – конструктора, а по «распилам» – 20 тыс. рублей.  «А почему так мало?» – спросите вы его. Продавец объяснит: да вот, понимаешь, это не «распил», я его так привез. Стоит попросить у него ПТС. В ПТС стоит дата выдачи ГТД и регистрации. Если регистрация стоит этим годом, это явно признак подделки. Понятно, что ГТД не могла выдаваться в том случае, если кузов ввозился частями».По словам Василия Авченко, именно подделка ГТД позволяет сейчас  правоохранительным органам выявлять «распилы» и  отказывать им в регистрации либо даже отменять произведенную ранее регистрацию.«Здесь остается только посочувствовать тем, кто  приобрел такое авто, не зная о связанных  с ним возможных проблемах, - продолжает он. - Но, с другой стороны, есть серьезные основания полагать, что объявленная краевой госавтоинспекцией борьба с «распилами» – очередная кампанейщина, потому что количество выявляемых «распилов» несопоставимо с количеством оформляемых. Любой житель Владивостока каждый день может видеть на дорогах автовозы, доверху наполненные «половинками». Вероятно, их  оформление позволяет неким людям в погонах серьезно зарабатывать на том, что они закрывают глаза на подделку гтд».На вопрос о том, как подобные автомобили попадают на дороги края, глава приморской ГИБДД  ответил, что  регистрацию они  проходят в других регионах - таких, как Бурятия и Ингушетия. Также бывают случаи, когда владелец такого автомобиля просто не ставит его на учет, изредка выплачивая штрафы.«Так называемые предприниматели сейчас везут документы в Ингушетию. 06 регион так называемый. Также в Бурятию. ПТС там оформляется. Ни одна машина туда не уезжала и оттуда не выезжала. Мы знаем это на сто  процентов. Когда мы шлем запросы, они подтвердить не могут, отписки какие-то делают. Мы им говорим: дайте обоснование, почему выдали этот ПТС. Молчат», - рассказывает он.Глава приморской  ГИБДД сообщил, что этой ситуацией  заинтересовалась и  госавтоинспекция МВД России.«ГАИ страны проводит служебную проверку. Подключил прокуратуру  туда.  Там что-то не то у них  происходит. Там деньги им глаза закрыли полностью.  Я боюсь, что не будет Ингушетии - будет другой какой-то регион», - сообщил начальник ГИБДД Приморья.Альтернативный вариант  того, как попадают распиленные автомобили на дороги Приморья, приводит руководитель представительства национального общественного комитета по противодействию с коррупцией по Приморскому краю Николай Челентаев. Он основывает свои доводы на результатах проверки местной ГИБДД московской комиссией, которая проводилась, по его данным, в мае 2010 года.«В мае этого года в Приморье приезжала московская комиссия УВД. По справке, подписанной по итогом проверки первым заместителем начальника ДОБДД МВД РФ генерал-лейтенантом Владимиром Швецовым, в ГИБДД Приморского края выявлено, что 2900 авто зарегистрировано с нарушением приказа МВД РФ №1240 от 07.12.2000г. По результатам проверки выявлено, что все незаконные регистрации и подписи выполнены согласно распоряжению начальника УГИБДД Приморья полковника Лысенко от 21.10.2009 №225. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регистрационных подразделениях края, - сообщил он. - С 4 июля 2009 года по 7 апреля 2010 года в филиалах МГТО и РАС №1 (то есть пункте техосмотра по адресу: ул. Командорская, 11) было выдано 2900 СКТС, из них – 1476 штук получил некий гр-н А. Н. Таах».Николай Челентаев  добавляет: «Только гр-н А. Н. Таах может подписывать СКТС у начальника МОГТО и РАС №1 подполковника  милиции Александра Петрова. Каждый день начальник без выходных и  праздников подписывает этому Таах в среднем по 10 СКТС. При этом число бланков СКТС, выданных этим пунктом, значительно превышает количество бланков, выданных основным подразделением по регистрации №1, которые согласно закону должны выдаваться в МГТО и РАС».По его словам, ввоз автомобилей будет посилен для кошелька приморцев, если работать честно, не ломая ту структуру, которая установлена законом.«Например, я приобрел автомобиль, допустим, за 5 тысяч долларов. Привезли его конструктором: то есть двигатель отдельно, кузов отдельно. Оплатил свою пошлину, стоимость СКТС. Не 70 - 80 тысяч, как это попросят сделать на улице Командорской, а 500 рублей. Конечно, ни у кого бизнес тогда не ломается. Это нормально. Но когда СКТС увеличилось в сотни раз, то и цены на авто растут в сотни раз. Вот почему такие заоблачные цены. Только из-за этого», - считает Николай Челентаев.На вопрос о том, как эту проблему можно разрешить, антикоррупционер-общественник отвечает: «Обращениями в прокуратуру, в  антимонопольные комитеты поменять руководство ГИБДД Приморского  края. Только тогда, может быть, что-то поменяется. Пока есть поддержка и выручка со стороны таких, как Лысенко… ничего не получится».По словам Василия Авченко, «приморским  автобизнесменам практически не оставили выбора, в очередной раз повысив пошлины на ввоз подержанных автомобилей. Поэтому ответственность за появление «распилов» и все возможные с ними проблемы (по крайней мере, моральная ответственность) лежит на федеральном центре - в той же, если не в большей, степени, чем на самих предпринимателях», передает PrimaMedia.ru.