Отклеил бумажку – а там люди!
Став чиновником, молодой художник получил урок человечности
Став чиновником, молодой художник получил урок человечностиЖалобы, заявления, ксерокопии документов, объяснительные записки… Этими ставшими такими привычными для нас «бумажками» молодой художник Павел Шугуров, занявший, кстати, недавно пост руководителя отдела городского дизайна (главный художник), оклеил целую стену в музее современного искусства «Артэтаж»Народ, посетивший акцию «Клей для чиновника», ходил вдоль стены и изучал «экспозицию»: сначала внимательно, серьезно, а потом улыбался и дружно кивал головами. Даже корреспонденту «В» захотелось подписаться под жалобой Александра Городнего, адресованной «Архимандриту Далай-Ламе Всевышнему»: «Порядка в мире нет!»…– Подобные бумаги, – сказал Павел Шугуров, – каждый из нас или пишет, или получает, сдает, перебирает… Они накапливаются, складываются в горки, к ним привыкаешь. А на самом деле…Что же «на самом деле» кроется за каждой жалобой или заявлением, Павел показал собравшимся в «Артэтаже» зримо. Предложил всем желающим взять в руки губку, намочить – и стереть заявление со стены. Когда этот необычный труд был окончен, собравшиеся вдруг увидели, что под каждой «бумажкой» скрывается… лицо. Человек. – Это я и хотел сказать, – под аплодисменты собравшихся уверил Павел Шугуров. – За каждой просьбой или жалобой стоит человек – реальный, живой. Нельзя об этом забывать… Конечно, те, кого больше всего хотелось бы видеть в зале «Артэтажа», то есть чиновники, на акцию, хоть и были званы, не пришли. Но Павел не расстроился. Он ведь и сам – чиновник, уже больше месяца. Так что в каком-то смысле «Клей для чиновника» – это и первые впечатления молодого художника, и некое обобщение его опыта работы, и даже предостережение самому себе…– Считаю, что достиг своей цели, – говорит Павел. – Актуальное искусство всегда опирается на будущий телесюжет, на статью в газете. То есть люди, даже не посетившие мою акцию, узнают о ней, и мой посыл достигнет назначения… Как любая выставка, мой проект говорит о том, что наболело у автора, о чем он хочет сказать… А я хочу, чтобы люди, глядя на эти скрывавшиеся под бумагой лица, задали себе вопрос: почему художника зацепило именно это? А потому что цель моей акции проста: когда кто-то будет отписывать ответ на жалобу или просьбу, пусть вспомнит вдруг, что за каждой бумажкой – человек, и отнесется к ответу не механически, а по-людски.– Идея проекта «Клей для чиновника» появилась после того, как вы сами стали чиновником и окунулись в административный мир?– Конечно, я выразил в такой художественной форме мои сегодняшние переживания… Конечно, в акции есть момент провокации, без которой искусства просто не может быть, но я уверен, что это здоровая провокация. Художникам свойственна самокритика, а вот чиновникам – в меньшей степени. Это я понял, когда стал главным художником Владивостока. И даже понимаю, почему сотрудники администраций и других государственных и муниципальных служб держатся немного особняком. Ведь они находятся в гуще событий общественной жизни, к ним обращается множество людей… Поверьте, это непросто. Окунувшись в работу главного художника города всего месяц назад, я пока даже не вижу решений, как разрубить гордиев узел накопившихся проблем– Но энтузиазм-то не погас?– Вся наша жизнь – проверка, сильный ты или слабый. Бывает тяжело, но главное – справляться с трудностями и не опускать руки. Надо делать дело, несмотря ни на что.КстатиО том, как изменится облик Владивостока с художественной точки зрения, читайте в интервью с Павлом Шугуровым в одном из следующих выпусков «Парка культуры».
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ