Отклеил бумажку – а там люди!
Став чиновником, молодой художник получил урок человечности
Народ, посетивший акцию «Клей для чиновника», ходил вдоль стены и изучал «экспозицию»: сначала внимательно, серьезно, а потом улыбался и дружно кивал головами. Даже корреспонденту «В» захотелось подписаться под жалобой Александра Городнего, адресованной «Архимандриту Далай-Ламе Всевышнему»: «Порядка в мире нет!»…– Подобные бумаги, – сказал Павел Шугуров, – каждый из нас или пишет, или получает, сдает, перебирает… Они накапливаются, складываются в горки, к ним привыкаешь. А на самом деле…Что же «на самом деле» кроется за каждой жалобой или заявлением, Павел показал собравшимся в «Артэтаже» зримо. Предложил всем желающим взять в руки губку, намочить – и стереть заявление со стены. Когда этот необычный труд был окончен, собравшиеся вдруг увидели, что под каждой «бумажкой» скрывается… лицо. Человек. – Это я и хотел сказать, – под аплодисменты собравшихся уверил Павел Шугуров. – За каждой просьбой или жалобой стоит человек – реальный, живой. Нельзя об этом забывать…
Конечно, те, кого больше всего хотелось бы видеть в зале «Артэтажа», то есть чиновники, на акцию, хоть и были званы, не пришли. Но Павел не расстроился. Он ведь и сам – чиновник, уже больше месяца. Так что в каком-то смысле «Клей для чиновника» – это и первые впечатления молодого художника, и некое обобщение его опыта работы, и даже предостережение самому себе…– Считаю, что достиг своей цели, – говорит Павел. – Актуальное искусство всегда опирается на будущий телесюжет, на статью в газете. То есть люди, даже не посетившие мою акцию, узнают о ней, и мой посыл достигнет назначения… Как любая выставка, мой проект говорит о том, что наболело у автора, о чем он хочет сказать… А я хочу, чтобы люди, глядя на эти скрывавшиеся под бумагой лица, задали себе вопрос: почему художника зацепило именно это? А потому что цель моей акции проста: когда кто-то будет отписывать ответ на жалобу или просьбу, пусть вспомнит вдруг, что за каждой бумажкой – человек, и отнесется к ответу не механически, а по-людски.– Идея проекта «Клей для чиновника» появилась после того, как вы сами стали чиновником и окунулись в административный мир?
– Конечно, я выразил в такой художественной форме мои сегодняшние переживания… Конечно, в акции есть момент провокации, без которой искусства просто не может быть, но я уверен, что это здоровая провокация. Художникам свойственна самокритика, а вот чиновникам – в меньшей степени. Это я понял, когда стал главным художником Владивостока. И даже понимаю, почему сотрудники администраций и других государственных и муниципальных служб держатся немного особняком. Ведь они находятся в гуще событий общественной жизни, к ним обращается множество людей… Поверьте, это непросто. Окунувшись в работу главного художника города всего месяц назад, я пока даже не вижу решений, как разрубить гордиев узел накопившихся проблем– Но энтузиазм-то не погас?– Вся наша жизнь – проверка, сильный ты или слабый. Бывает тяжело, но главное – справляться с трудностями и не опускать руки. Надо делать дело, несмотря ни на что.КстатиО том, как изменится облик Владивостока с художественной точки зрения, читайте в интервью с Павлом Шугуровым в одном из следующих выпусков «Парка культуры».
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ