Автобусы исправны, водители – трезвы

Усиление контроля над компаниями-перевозчиками возымело позитивный эффект

24 нояб. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2838 от 24 нояб. 2010
ac9912137548d93ac958959c113e4c82.JPG Усиление контроля над компаниями-перевозчиками возымело позитивный эффектСогласно статистике городского отдела ГИБДД, в нынешнем году во Владивостоке отмечено снижение количества аварий с участием пассажирских автобусов. Означает ли это, что их водители поголовно стали соблюдать правила? За ответом на этот вопрос корреспондент «В» обратился в структуры, которые занимаются контролем над работой общественного транспортаДисциплину воспитывают штрафами–Дисциплинированность водителя зависит от наличия контроля на линии, а также от того, как на самом предприятии поставлена работа по обеспечению безопасности движения,?– говорит начальник отдела по обеспечению безопасности дорожного движения управления транспорта администрации Владивостока Виктория Атланова. А для полной уверенности, по ее словам, сотрудниками управления транспорта еженедельно проводятся проверки соблюдения автобусами расписания, в том числе и в вечернее время. Кроме того, на основных узловых остановках города постоянно находятся линейные диспетчеры МУ «Управление городским пассажирским транспортом» (МУ УГПТ); есть и передвижные диспетчерские пункты. По всем фактам несоблюдения расписания составляются протоколы – чаще всего на руководителя предприятия, штраф составляет от 2 до 5 тысяч рублей.А вот сумма штрафа на предпри­ятие как юрлицо гораздо выше – от 20 до 60 тысяч рублей и заставляет задуматься об исправлении собственных недостатков. Так, после многочисленных жалоб пассажиров о том, что автобусы 8го маршрута не соблюдают график, по результатам проверки был составлен протокол. После неоднократных проверок со стороны управления транспорта стабилизировалась ситуация и с движением по маршруту № 24 Д, особенно в вечернее время. А проведенная в конце октября проверка на маршруте № 18 выявила несоблюдение предприятием-перевозчиком количества автобусов на линии и интервалов движения. После составления протокола на должностное лицо проблема также была решена. Всего же по данным проверок с начала года составлено более 60 протоколов на физические и юридические лица.За пассажира отвечает водительПо словам старшего инспектора ОГИБДД УВД по Владивостоку Александра Музыченко, с начала 2010 года во Владивостоке было зафиксировано 44 ДТП с участием автобусов, из них 19 произошло по вине водителей маршруток. Наиболее распространенным видом ДТП являются падения пассажиров при резком торможении автобуса, причинами чего является нарушение правил маневрирования или скоростного режима. По каждому факту падения пассажира предприятие обязано провести служебное расследование, но вину может определить только суд.На втором месте стоят столкновения с другими транспортными средствами. Иногда происходят и наезды на пешеходов. При этом практически любое ДТП, связанное с падением пассажира, можно вменить в вину водителю – ведь он несет ответственность за всех пассажиров, находящихся в салоне. А вот столкновения по вине водителей автобусов происходят примерно в половине случаев. Интересно, что количество «автобусных» ДТП мало зависит от сезона года, хотя в целом неблагоприятные погодные условия значительно влияют на общий уровень аварийности. Слава богу, не влияет на него и изношенность автобусного парка.–ДТП, обусловленных плохим техническим состоянием пассажирского автотранспорта, у нас нет уже несколько лет. В этом году не было и случаев выявления водителей автобуса в состоянии опьянения,?– отмечает Александр Музыченко.?– Это связано с тем, что за автоперевозчиками постоянно осуществляется контроль, да и в самих компаниях водители и автобусы проходят проверку перед выходом на линию. На многих предприятиях проводятся профилактические мероприятия по выявлению сотрудников, склонных к употреблению запрещенных веществ.Добавим, что результаты всех проверок – как со стороны управления, так и со стороны ОГИБДД – учитываются при проведении конкурса среди автотранспортных предприятий, который проходит в конце каждого года. Кроме того, ежемесячно в мэрии Владивостока проводятся совещания с руководителями транспортных компаний, где до них доводится информация обо всех выявленных нарушениях.Снимайте нарушителей на видеоГородским управлением транспорта ведется и постоянный мониторинг ситуации с аварийностью на пассажирском транспорте. Если случается ДТП с двумя и более пострадавшими, а также если автобусы одного и того же автопредприятия попадают в учетные ДТП неоднократно, анализ работы компании проводится уже на городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В ее состав входят в том числе и представители ОГИБДД УВД по Владивостоку. После «разбора полетов» предприятию настоятельно рекомендуют принять меры по недопущению аварийных ситуаций в будущем.Надзором за автоперевозчиками занимается еще одна структура – Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю. После ДТП по вине водителя автобуса оно вправе осуществить проверку деятельности предприятия, по итогам которой руководство автобусной компании может быть привлечено к административной ответственности.Кроме того, ежемесячно городским ОГИБДД проводится профилактическая операция «Автобус», направленная на повышение транспортной дисциплины. В ходе этого мероприятия осуществляются проверки автобусов как на городских линиях, так и на стационарных постах ДПС – там проверяют пригородные и междугородные автобусы. –Сейчас в нашу практику вошло и проведение скрытого контроля,?– рассказывает старший инспектор городского отдела ГИБДД Александр Музыченко.?– Наш сотрудник, одетый по гражданке, садится в автобус на конечной остановке и едет по маршруту. Следом за автобусом идет наш автомобиль и фиксирует нарушения ПДД, совершаемые водителем во время движения. Тем временем сотрудник, находящийся внутри автобуса, также записывает на видео нарушения, но уже несколько иного плана – курение на рабочем месте, разговор по мобильнику без использования гарнитуры, некорректное поведение по отношению к пассажирам…Кстати, обычные пассажиры автобуса тоже могут подключиться к борьбе с водительскими нарушениями, сняв подобные факты на мобильник. Сообщить о том, что водитель ведет себя неправильно, можно в дежурную часть ГИБДД по телефону 002. Результат не заставит себя долго ждать – инспектора ГИБДД не раз пресекали «гонки», устроенные водителями конкурирующих компаний, именно после жалоб от пассажиров.О таком распространенном «грехе», как разговор по мобильнику во время движения, можно сообщить либо напрямую руководству автопредприятия (его телефон есть в каждом уголке пассажира), либо в ГИБДД.?Единственное, что нужно указать, – номер государственного регистрационного знака автобуса. А вот с курением в салоне, которое является привычкой многих владивостокских водителей, ситуация сложнее. Само по себе курение на рабочем месте является нарушением федерального законодательства, однако каких-либо мер административной ответственности закон не предусматривает. Поэтому наказать водителя-курильщика может только руководство того предприятия, где он работает, если, конечно, курение за рулем в этой компании считается плохой привычкой…Характерно, что контролю со стороны ГИБДД подвержен и пассажирский транспорт, используемый предприятиями для перевозки сотрудников – независимо от того, автобус ли это, специально оборудованный грузовик или легковая машина. На все предприятия, располагающие более чем 50 единицами автотранспорта, заведены наблюдательные дела, на организации с меньшим количеством транспорта – накопительные папки. Ежегодно все предприятия подвергаются проверке в соответствии с утвержденным планом. Если же принадлежащий организациям транспорт попадает в ДТП с пострадавшими, то по согласованию с органами прокуратуры может быть проведена внеплановая проверка. За хамство теперь увольняют…Незадолго до 65 летия Победы в салоне одного из автобусов 60го маршрута случилось вопиющее происшествие. Участник Великой Отечественной войны при выходе из автобуса предъявил водителю свое удостоверение, которое давало ему право на бесплатный проезд (напомним, что в течение 2010 года ветераны ВОВ согласно договоренности между мэрией и автоперевозчиками могут ездить в городских автобусах бесплатно. – Прим. ред.). Однако шоферу перспектива недобрать лишние 11 рублей показалась неприемлемой – грубо оскорбив ветерана, водитель отобрал у него удостоверение. После обращения в управление транспорта удостоверение было возвращено ветерану, а водителя-хама руководство автобусной компании уволило с работы. Вполне возможно, что за руль автобуса он не сядет уже никогда.–Черного списка водителей у нас нет,?– подытоживает Виктория Атланова.?– Однако между перевозчиками происходит негласный обмен информацией о нарушителях: никому не хочется нажить себе неприятности из-за водителя, которого один раз уже выгнали с работы.В городском управлении транспорта отмечают, что к замечаниям о серьезных нарушениях со стороны водителей руководители автобусных компаний конечно же прислушиваются. А вот в случаях с мелкими провинностями контроль за исполнением выданных предписаний не очень жесткий: проходит два-три дня – и нарушения происходят вновь. Подобную точку зрения разделяют и в ГИБДД. Хотя статистика говорит о том, что нарушений со стороны водителей становится меньше, работу по повышению качества перевозок и дисциплины водителей необходимо вести и впредь, считают инспектора.КстатиО фактах нарушения правил пассажирских перевозок со стороны водителей автобусов также можно сообщить и в управление транспорта администрации Владивостока по телефону 43-37-93Справка «В»Ежедневно на маршруты Владивостока выходит более 520 автобусов, принадлежащих одному муници- пальному и 18 коммерческим предприятиям

Автор: Александр САЛКОВ, «Владивосток»