Голос культуры
Ефим Звеняцкий: Быть депутатом – работа серьезная и важная
Ефим Звеняцкий: Быть депутатом – работа серьезная и важная2010-й – год посткризисный, тяжелый. И, возможно, больше, чем кто-либо другой, всю тяжесть этого периода ощутили на себе работники культуры – отрасли, которая что в далеком уже СССР, что в России всегда финансировалась по остаточному принципу. Примеров тому по всей стране – масса. И тем важнее становится тот факт, что в Законодательном Собрании Приморского края голос культуры звучит уверенно и весомо, напоминая о нуждах и проблемах этой важнейшей сферы нашей жизни…Четвертый год интересы артистов, художников, писателей, библиотекарей, музыкантов – и далеко не только их – в Законодательном Собрании представляет народный артист России, художественный руководитель и главный режиссер Приморского краевого театра имени М. Горького Ефим Звеняцкий.– Наверное, Ефим Семенович, сегодня вы уже совершенно точно можете сказать: правильным было решение пойти на выборы, стать депутатом или нет… – Неправильного в моей жизни ничего не было. Любой поступок, который совершаю, обдуманный и осознанный. Только так эти поступки может принять душа. Я ни в коей мере не пожалел, что пошел в Законодательное Собрание, потому что обрел для себя непонятный, неведомый до тех пор опыт участия в политической и законодательной работе. А это значит в первую очередь – познакомился с людьми, с которыми ранее не сталкивался, а для меня люди – всегда самое главное. Есть еще одна немаловажная вещь – ответственность, которая легла на мои плечи. Это те самые наказы избирателей. Мне, кстати, не очень нравится это слово, давайте заменим его на «простые люди». И мне хочется быть им полезным. Это, на мой взгляд, главное, для чего нужна собственно работа в Законодательном Собрании, да и само Собрание.– Такое чувство, что от депутатской деятельности у вас только положительные впечатления…– Я не из тех, кто жалуется. Скажу так: всякое было. Друзей за эти годы не потерял, но противников нажил. Но оно стоило того!– Значит, вы удовлетворены своей депутатской деятельностью?– Нет. И удовлетворенности быть не может. Я долго приучал себя к этой профессии, а быть депутатом – именно профессия, которой надо заниматься очень серьезно. Даже если, как я, работать в ЗС на освобожденной основе. Мне ни на миг не хотелось оставить театр, и может быть – это и есть моя политика, мое главное участие в Законодательном Собрании. А удовлетворение, я так думаю, не придет никогда, потому что ждать, когда тебе скажут «спасибо», это неправильная позиция. Но если, не дожидаясь «спасибо», сделать так, чтобы люди улыбались, кому-то помочь, поучаствовать в принятии законов, которые направлены на улучшение жизни людей, – это дорогого стоит. Поверьте, за те годы, что я являюсь депутатом, Законодательное Собрание сделало очень много чрезвычайно полезного. Я вижу очень серьезную стабильность, которая пришла в мой город, в мой дом, и радуюсь этому. Мы работали в тяжелых условиях – один мировой финансовый кризис чего стоит, но тем, как мы работали, можно гордиться. Вообще я считаю, что самая неконструктивная в мире позиция – это вечное недовольство и бурчание. Если сидеть сложа руки, ничего не изменится. Ждать у моря погоды нельзя. Пора уже созидать, начинать действовать. И это очень хорошо!Я, как член комитета по социальной политике, занимался вопросами переселения, охраны памятников истории и архитектуры, строительства библиотек, ремонта и сохранения Домов культуры Приморского края, выделения средств для учреждений культуры и многими другими. Для меня это приятно, потому что связано с той сферой, которую я понимаю, информацией о которой владею. Многое из того, что мы – я имею в виду, я и мои коллеги-депутаты – сделали, меня по-настоящему радует. – Ефим Семенович, став депутатом, вы вошли в комитет по социальной политике и защите прав граждан. Почему именно этот комитет? – Потому что могу заниматься тем, что я понимаю, там, где могу сказать слова, которые будут услышаны другими депутатами, которые не имеют такого прямого отношения к культуре, как я. А культура – это социальная политика почти в чистом виде. Как и медицина, образование… В этом комитете собрались люди, которые готовы были оказаться в центре человеческих проблем. – Думаю, что вам, как отцу подрастающей дочери, близки вопросы поддержки семьи, материнства, молодежи… – Конечно. И мы занимаемся множеством вопросов, с этим связанных. Мы добились увеличения сумм, направленных на горячее питание школьников. Я помню до сих пор, еще из своего детства, как это было здорово – пойти перекусить на большой перемене, как в этом нуждался растущий организм. Поддержка детей-сирот – также важное направление нашей работы, кроме того, ремонт школ и их пожарная безопасность. Профилактика правонарушений среди подростков – этому тоже особое внимание. Программа «Школьный автобус», организация электронных классов в школах края. Вопросы защиты прав ребенка, жилья для детей-инвалидов, для многодетных семей, помощь матерям-одиночкам… Я, как отец, хочу, чтобы моя дочь росла в добром и справедливом обществе, которое заботится о семье не в рамках кампанейщины: «Ах, нынче Год семьи!» – и все побежали с лозунгами, а постоянно. Поэтому наша работа рутинная и, может, даже монотонная, но она – постоянная! Дети должны смотреть на нас и брать пример – и уж от нас зависит, чему же они научатся: состраданию или алчности…– В Законодательном Собрании края реальный представитель культуры – только вы. Накладывает ли это дополнительную ответственность? Удается защищать интересы работников культуры?– Думаю, мое присутствие в Законодательном Собрании делает помощь учреждениям культуры более адресной. Когда я не был депутатом, то даже и не знал, что такое, например, бюджет края. Мне это было совсем неинтересно, было куда проще ругать «этих депутатов», чем попытаться осознать, из чего же складывается их деятельность, попытаться помочь самому себе и окружающим… И лишь когда я попал в ЗС, то смог разобраться во многом, заняться этими проблемами.– Голос культуры важен в Законодательном Собрании?– Важен и нужен! Это я понял, прочувствовал. Очень важно, чтобы в законодательном органе был человек культуры, который в нужный момент нажмет кнопку на микрофоне и скажет: «Позвольте уточнить…». И если кто-то из творческих людей решится пойти на выборы – благословлю! Если бы имел право и возможность, просто бы передал свой мандат такому человеку…Сегодня у культуры немало проблем, вскоре все театры края будут поставлены перед необходимостью перейти в новое положение автономных учреждений культуры. Придется выбирать путь, консолидироваться всем театральным деятелям, и очень хорошо, что один их представитель – в моем лице – есть в Законодательном Собрании.Очень волнует меня состояние Дворцов и Домов культуры в крае. Наш театр часто выезжает на гастроли в край. Артистов в поселках и городах очень ждут. И мы готовы. Было бы замечательно, если бы наши спектакли проходили на достойных площадках.Впереди – форум АТЭС, уже сегодня нужно думать о наполнении театра оперы и балета, который будет построен. Заметьте, у нас есть и вокалисты, и музыканты, и талантливая молодежь. У нас природные таланты. Надо только начать! Пора перестать прибедняться и научиться самоуважению. И тогда все станет на свои места.– На заседаниях комитета ЗС вы слышите не всегда радостные известия. Не влияет ли это на вас как на художника?– Нет. Надо щи отдельно, мухи отдельно. Познания приумножают скорбь, написано в Библии, но! Зная людей, которые приходят в театр, в зрительный зал, общаясь с ними, я уже примерно знаю заранее, что меня ждет на заседаниях комитета, какие самые болевые точки мы будем обсуждать. Я ведь в самом эпицентре жизни – здесь, в театре!Да, на первый взгляд может показаться, что помогаем мы медленно, не так оперативно, как людям хотелось бы. Но! Пока я не увидел работу ЗС изнутри, пока не понял механику, пока не соприкоснулся с этой стороной жизни, я и представить себе не мог, как много на самом деле делается! Люди, которые работают в ЗС на постоянной основе, – порядочные, честные, они откликаются на чужую боль. Они все физические и духовные силы отдают этому служению!Моя работа в ЗС оказывает серьезное влияние только на одну часть работы в театре – на выбор пьес, репертуара. Это да. Я возвращаюсь к подлинной драматургии – никакого словоблудия, все о человеке, для человека! Наверное, работа в ЗС дала мне возможность всерьез задуматься о необходимости противостояния пошлости в искусстве, однодневкам в кино, жуткой эстраде, бездарным буклетам в литературе. КстатиВ связи с тяжелой финансовой ситуацией в 2009 году было принято решение проводить вручение главной театральной премии Приморья – серебряного медальона памяти народного артиста России Андрея Присяжнюка – раз в два года. Однако в результате помощи, оказанной Законодательным Собранием Приморского края, с 2011 года премия имени Присяжнюка будет, как и раньше, вручаться ежегодно.В 2010 году на финансирование культуры выделено 244123 тысячи рублей, в том числе на мероприятия – 365000 тысяч рублей, в частности, на международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», на международный фестиваль спортивного бального танца «Звезды Приморья-2010», на гастрольный тур «Мастера искусств – жителям Приморья», на празднование Дня Победы и Дней мира на Тихом океане, на проведение Дней Приморского края и Дня Героев Российской Федерации.В сентябре 2010 года во Владивостоке началось строительство театра оперы и балета. Напомним, театр входит в число объектов, которые будут построены во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. Стоимость объекта – почти 2 миллиарда рублей. В этом году на его строительство предусмотрено 308 миллионов в федеральном и 240 миллионов – в краевом бюджете. Театр станет еще одним культурным центром Владивостока, будет способствовать развитию оперного и балетного искусства в Приморье, повысит туристическую привлекательность города. Ефим Звеняцкий принимал участие в проектировке театра как консультант.
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ