Россиян сделали европейцами

6 окт. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2810 от 6 окт. 2010
Занимательные цифры обнародовал Росстат. Впервые со времен развала СССР он провел масштабное исследование уровня жизни и потребительского поведения россиян. Результаты оказались неожиданными. По версии исследователей, Россия стала страной со средними доходами, а структура потребления товаров и услуг приблизилась к европейской«Сокращаются распространенность бедности в России, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Если смотреть в целом на население, то мы стали богаче, мы стали большими потребителями, чем были в 1990 х годах. Если сравнивать себя с другими странами, мы стали страной со средним доходом – это приличное завоевание», – сообщил глава Росстата Александр Суринов, презентуя итоговый доклад под названием «Россиянин в зеркале потребления».Однако аплодировать переменам эксперты не спешат. Вряд ли стоит лишний раз напоминать о том, что любая государственная статистика, как правило, дает «среднюю температуру по больнице». Тем более что и сами представители Росстата отмечают чудовищное расслоение населения, произошедшее за те же 20 лет. «Надо понимать, что часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран», – подчеркнул Александр Суринов, уточнив при этом, что данное исследование наиболее обеспеченных граждан не затронуло. Но даже между теми, кто зарабатывает, например, 50–100 тыс. руб. в месяц, и теми, кто довольствуется 10–15 тыс. руб., как говорится, разница есть.Настораживают и выкладки относительно уровня бедности. Аналитики полагают: он искусственно занижается за счет того, что динамика пересмотра прожиточного минимума в полтора раза отстает от роста средних доходов. К тому же потребительскую корзину просто пересчитывают, не добавляя в нее современных продуктов. Это также несколько искажает действительность. Что же касается роста затрат на услуги, в том числе медицину и образование, причина тому – не увеличение потребления в количественном выражении, а повышение тарифов. Просто с каждым годом они обходятся все дороже и финансируются за счет отказа от других, менее значимых статей расходов – тех же непродовольственных товаров или развлечений (затраты людей на различные культурные мероприятия, по данным исследования, неуклонно снижаются).