Учитель начинается с уважения к ученику
У особенной школы должен быть особенный директор
У особенной школы должен быть особенный директорУже 20 лет Валентина Куськало возглавляет школу с эстетическим уклоном № 73. Благодаря ее грамотному руководству это образовательное учреждение преобразилось, удостоилось званий «Школа года» и даже «Школа века», а в 2002 году его внесли в энциклопедию «Лучшие школы России». Однако директор – это не только административный работник, в первую очередь он – педагог. Потому вот уже более 40 лет Валентина Григорьевна учит школяров английскому языку. – Валентина Григорьевна, как вы оказались в директорском кресле? – Свою педагогическую деятельность я начинала не здесь, в эту школу меня однажды позвали поработать заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Сказали, что только на три месяца. Через полгода поступило предложение возглавить учреждение, так три месяца растянулись на 20 лет.Я не думала, что стану учителем, тем более – директором. С детства мечтала стать врачом – лечила кукол, собак, кошек… Хотела поступать в мединститут, но мне там не понравилось, как-то жутко стало. И я пошла на филфак, пообщалась со студентами, которые показались мне очень энергичными и веселыми, и решила: это мое.К тому времени, как я окончила филологический факультет, у меня уже был маленький ребенок, так что работать переводчиком не могла. Пришлось пойти в школу.– Помните своих первых учеников? – Школа № 62, 5 ж класс – самый сложный из всех. Первое время очень боялась, что не смогу найти контакт со своими подопечными. Среди них было много трудных подростков, стоявших на учете в милиции. Но все получилось, мы друг к другу очень привязались. Ходили в походы, ездили на экскурсии, исколесили весь Приморский край. И я всегда была на сто процентов уверена: они меня не подведут. И они не подвели – не было ни одного ЧП. После работы с этим классом я поняла: вот это и есть мое призвание. – Наверное, вы знаете какой-то секрет общения с детьми? – Еще будучи молодой, я научилась уважать детей, видеть в них личности. Никогда не кричу, стараюсь найти точки соприкосновения. Например, если вижу, что ребенок пришел на урок в плохом состоянии – нервозный, ершистый, не буду его трогать. Может быть, у него в семье что-то произошло. «Двойку» поставить легко и просто, но я не ловлю учеников на незнании, предлагаю ответить на следующем уроке. Мне ведь главное, чтобы они знали материал, а сегодня или завтра это выучат – не так важно. – Сложно ли руководить школой с эстетическим уклоном? – Думаю, мне работать интереснее, чем директору рядового учебного заведения. Когда наблюдаешь дальнейший путь бывших учеников, то постоянно сопоставляешь его со статусом школы: многие ребята поступают в музыкальные, художественные училища, консерватории. Очень приятно, что наш труд не пропадает даром. Кроме того, мы первые в Приморье открыли школу искусств, и за 20 лет у нас здесь кто только не побывал: приезжали перенимать наш опыт педагоги со всей России, из стран АТР. Сейчас повсюду идет процесс информатизации, и мы стараемся не отставать. Нынешним детям не интересно обычное, «меловое» объяснение, ведь они более развитые – у них есть доступ к Интернету и возможность выезжать за рубеж. Поэтому все чаще у нас появляются интегрированные уроки: например, истории и информатики, литературы и мировой художественной культуры. Используем мы и мультимедийные устройства. Вообще я считаю, что если у человека нет желания расти в своих знаниях, то и в школе ему делать нечего.– Правда ли, что работа с детьми позволяет оставаться молодым душой? – Это точно. Когда вращаешься среди учеников, не замечаешь своего возраста. Мне 65 лет, а я полна энергии и планов. Более того, не могу позволить себе ворчать, жаловаться на жизнь. Ведь если я так буду себя вести, как же смогу воспитать детей хорошими, жизнерадостными людьми и грамотными специалистами? В школе должен работать оптимист. Бывает, дома болит что-то, а на работу пришел – и сразу забыл об этом. Да и некогда вспоминать о своих болячках: там Петя подрался с Васей, здесь пришли чьи-то родители... Дети многому учат. Помню, когда только-только начинала работать в школе, вела открытый урок. Пришло много авторитетных специалистов, а я писала на доске новые слова и сделала ошибку. Моя ученица хотела мне об этом сказать, но у меня было столько гонора – как же, я вуз окончила, а какая-то пятиклассница будет меня поправлять… Теперь я всегда выслушаю ребенка. Как-то увидела сидящего под лестницей первоклассника. Оказывается, он здесь, чтобы ему никто не мешал, потому что он думает, а вообще он хочет стать президентом. Так что не все так просто…
Автор:
Ольга СИРОТКИНА