Общий стаж 78 лет. Пока
Настоящая педагогическая династия работает в обычной школе Владивостока
Настоящая педагогическая династия работает в обычной школе ВладивостокаУчительский стаж Валентины Мельниковой насчитывает более 40 лет. Почти все эти годы она отдала школе № 35, где преподавала математику. Валентина Михайловна работала и в советские, и в постперестроечные, и в нулевые годы. На пенсию ушла всего год назад – в 67 лет, подготовив себе достойную смену. Помимо выпускников, решивших пойти по стопам любимого педагога, в школе работают обе ее дочери. Старшая, Оксана, уже 24 года преподает английский язык, а стаж младшей, Татьяны, на десять лет меньше. Как и мама, она учит детей математике. – Валентина Михайловна, почему вы решили стать учителем?– Потому что мне в свое время очень повезло с учителями. В школе был целый ряд педагогов, которых я вспоминаю до сих пор. В первую учительницу Юлию Ивановну мы все были влюблены, она нам была как родная. В средней школе у нас была замечательная учительница математики – Галина Александровна. Строгая, но справедливая, никому не позволяла списывать. Как-то меня в этом заподозрила, так подошла, сломала ручку и неделю со мной не разговаривала. В 9–10-х классах запомнилась Раиса Ивановна – жена офицера, красавица. И классный руководитель у нас был любимый.– Тяжело ли давалась работа с детьми?– Конечно, бывало нелегко, а с другой стороны, просто ничего не дается. Зато когда привыкнешь к ребятам, они становятся твоей семьей. Я со своими учениками все Приморье объездила, раньше ведь цены на экскурсии другие были. Уссурийск и Артем промышленные, Чугуевка, водопады, вулканы, обсерватория, Ботанический сад... Конфликтов с детьми у меня не было. Хотя всякое случалось, додумывались и из окон второго этажа прыгать. Я никогда не жаловалась на дисциплину: если на уроке чувствовала, что ситуация выходит из-под контроля, просто выходила в коридор. Потом и меня отпускало, и дети остывали, звали меня: мол, пожалуйста, ведите дальше урок. Но на учеников никогда не кричала. Помню, однажды на уроке так плохо стало, что все – больше не могу. Говорю ребятам, что ухожу. Так они не поняли, в чем дело, говорят, мол, Валентина Михайловна, ну куда вы, мы ведь себя хорошо ведем… Потом проводили меня до учительской, там как раз медкомиссия была. Обнаружилось, что я весь день вела уроки с сильнейшим гайморитом. – Значит, не так уж и плоха нынешняя молодежь, как о ней говорят?– Она более развитая, сейчас все уже дружат с компьютерами. Мы были забитой молодежью, но зато много читали. Увлечь нынешних детей по-прежнему можно. Когда-то я работала во вторую смену, и проводить дополнительные уроки приходилось с утра. Выискивала свободные кабинеты, а ребята, несмотря на то, что учились с обеда, по-прежнему валом валили ко мне. И в воскресенье, когда готовились к Дню математики, все приходили – кабинет украсить, пьесу отрепетировать.– В чем секрет подобного успеха у детей?– Думаю, учитель должен быть уверен, что он все делает правильно. Раньше по школам распределялись билеты в театр. Бывало, по нескольку раз предлагали сходить на одни и те же спектакли, но что ж поделаешь – идти надо. Так мы с классом пять раз ходили на спектакль «Бедные люди». Со мной без проблем отпускали детей. Однажды ходили в кино на сеанс, который начинался в 10 вечера, в итоге домой мы пришли в час ночи. – Внуки не хотят продолжить педагогическую династию?– Старший точно не будет, он в моряки пошел. Дима решил поступать на специальность «программирование». В 7-м классе учится внучка Олеся, она очень грамотная девочка, к урокам готовится добросовестно, матери помогает тетради проверять. Может, в ее лице и будет продолжение учительской династии.
Автор:
Ольга СИРОТКИНА