Григорий Пасько: военный журналист или изменник Родины?
Начальник управления ФСБ по Тихоокеанскому флоту контр-адмирал Герман Угрюмов на встрече с представителями СМИ дал комментарий по делу арестованного военного журналиста капитана 2-го ранга Григория Пасько.
Начальник управления ФСБ по Тихоокеанскому флоту контр-адмирал Герман Угрюмов на встрече с представителями СМИ дал комментарий по делу арестованного военного журналиста капитана 2-го ранга Григория Пасько.
Герман Угрюмов подтвердил, что арестованный журналист обвиняется по статье 275 УК РФ (государственная измена). Однако он подчеркнул, что представители ФСБ не обостряют и не ставят вопрос о государстве, в пользу которого работал Пасько, или принадлежности его к какой-либо конкретной спецслужбе: “275-я статья предусматривает как наличие, так и отсутствие спецслужб. В обвинении, выдвинутом Пасько, нигде ни одним пунктом не звучит иностранное государство или спецслужба”. Никто не обвиняет Григория Пасько и в шпионаже, так как “шпионаж согласно Уголовному кодексу предусматривает связь с иностранными спецслужбами и выполнение заданий по их поручению”. Что касается избранной меры пресечения, то арест проводился с санкции прокурора. Содержание арестованного в изоляторе временного задержания признал правомерным суд Владивостокского гарнизона, из чего следует, что чекисты никакой “самодеятельностью” не занимались. Версию мести со стороны “органов” Герман Угрюмов также отмел, как не имеющую под собой никаких оснований. Контр-адмирал заявил, что “Григорий Пасько обвиняется в том, что собирал, хранил с целью передачи, а также пытался передавать и передавал представителям иностранных организаций сведения, составляющие государственную тайну”.
По поводу письма Григория Пасько, опубликованного в СМИ, Герман Угрюмов заявил, что не знает, как отреагируют на него мировые средства массовой информации. Но уверен: администрация тюрьмы и следствие на него откликнутся. “Письмо было передано в нарушение закона, и прежде чем его публиковать, нужно было хотя бы подумать о Пасько”.
Что касается борьбы арестованного за экологию, то до сегодняшнего дня ни одного вопроса со стороны следствия по поводу данной темы ему задано не было. Следствие вообще не намерено рассматривать эту проблему. По словам начальника управления, в вопросах борьбы за экологию чекисты заодно с Григорием Пасько. Именно с подачи представителей ФСБ по Тихоокеанскому флоту по экологическим проблемам поставлялась информация в Совет безопасности, губернатору Приморского края, командованию флота. Более того, Герман Угрюмов заявил, что флотские контрразведчики поддерживают публикации Пасько на эту тему. Он также выразил готовность предоставить журналистам те материалы по делу, которые уже представлялись должностным лицам - чтобы все могли убедиться в том, что темы экологии в деле Пасько нет.
Не соответствуют действительности, по мнению контр-адмирала, и сведения, распространенные некоторыми СМИ о том, что арест Пасько - месть за отказ сотрудничать с ФСБ. По словам Германа Угрюмова, флотская контрразведка никогда не планировала использование военного журналиста в качестве своего агента. Он также сообщил, что все изъятые у Пасько дома документы направлены на независимую экспертизу в Москву, которую будут проводить 4 гражданские организации и специалисты Генерального штаба. Некоторые документы, имевшие гриф “секретно”, по настоянию следствия были переданы в штаб ТОФ, где гриф был снижен до уровня “для служебного пользования”. “Мы не заинтересованы повышать уровень секретности материалов, - сказал Герман Угрюмов. - Более того, многие документы мы вообще убрали из дела, как не имеющие никакого значения”. Он признался, что следствие мало интересует роль иностранцев в этом деле, гораздо важней выяснить каналы поступления секретной информации, порядок ее приобретения, прохождения, хранения и, главное, круг лиц, которые эту информацию предоставляли Григорию Пасько. Он пообещал разобраться с теми офицерами, которые передавали информацию журналисту, и сообщил, что часть участников “процесса” уже установлена. Вероятно, они также будут нести уголовную ответственность.
Герман Угрюмов подчеркнул, что 275-я статья УК РФ одна из немногих, которая не требует оценки нанесенного ущерба - достаточно одного формального состава преступления.
Отвечая на вопросы журналистов, он уточнил: некоторые из документов были получены Пасько только благодаря тому, что он являлся офицером Тихоокеанского флота. Что, конечно же, накладывает на него дополнительную ответственность за их разглашение. Контр-адмирал не стал распространяться насчет мотивов, побудивших журналиста заниматься сбором информации, но подчеркнул, что деньги за нее Пасько получал. Касаясь характера изъятых документов, Герман Угрюмов пояснил, что к экологии они не имеют никакого отношения, а касаются некоторых видов деятельности ТОФ - в том числе боевой подготовки, результатов выполнения специальных упражнений и ядерного комплекса Тихоокеанского флота.
Следствию, сообщил контр-адмирал, известны иностранные организации, которым журналист передавал информацию. Содержится Григорий Пасько не в одиночной камере, так как у следствия нет оснований подвергать его морально-психологическому воздействию. “Сидит” он, по словам Германа Угрюмова, “с тремя интеллигентными заключенными”. Он отказался до окончания следствия уточнять государственную принадлежность граждан, с которыми сотрудничал Пасько, “так как это может повлечь определенные последствия...” Сославшись на тайну следствия, контр-адмирал не стал прояснять обстоятельства, в ходе которых обвиняемый попал под подозрение. Если экспертиза не найдет в документах сведений, содержащих государственную тайну, то, по мнению Германа Угрюмова, “мы в этом кабинете в таком составе уже не соберемся”.
Несомненно, все сведения, сообщенные начальником управления ФСБ по Тихоокеанскому флоту контр-адмиралом Германом Угрюмовым, имеют большой общественный интерес. Однако по меньшей мере странным выглядит то обстоятельство, что арестованный 25 ноября в Ростове американский гражданин, обвиняемый в шпионаже и уже частично признавший наличие некоторых нарушений в своих действиях, выпущен под залог, тогда как Григорий Пасько еще до получения экспертной оценки более двух недель содержится в СИЗО. Что касается юридической оценки некоторых публикаций, то ведь именно представитель ФСБ в Москве заявил, что Григорий Пасько подозревается “в государственной измене в форме шпионажа” и “по данным ФСБ, арестованный поддерживал контакты с представителями одной из зарубежных стран, которые подозреваются в связях со спецслужбами”. Учитывая, что Пасько был арестован после возвращения из Японии, то подобное заявление выглядит не иначе как весьма тонкий намек. Интересно, на какие данные ссылался официальный представитель ЦОС ФСБ? И какому ФСБ верить - местному или московскому? К тому же разве не сами флотские контрразведчики заставили многих пользоваться сомнительными источниками информации, отказываясь давать комментарий по этому делу хотя бы в рамках того объема, который был дан по делу арестованного гражданина США?
Автор: Сергей МЕЛЬНИШИН, “Владивосток”