Не климат?!
Дальний Восток не пользуется популярностью у соотечественников- переселенцев
Дальний Восток не пользуется популярностью у соотечественников- переселенцевПо программе переселения соотечественников в Приморье в этом году приехали 66 участников, которые привезли с собой 90 членов своих семей. Федеральная миграционная служба считает работу дальневосточных территорий в этом направлении провальной. В госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников из девяти субъектов Дальневосточного федерального округа участвуют Приморье, Хабаровский и Камчатский края, Амурская область и ЕАО. В крае лишь Находкинский, Уссурийский, Дальнегорский, Артемовский городские округа, Пограничный район и поселок Восток имеют право принимать бывших россиян. По данным УФМС по Приморскому краю, больше всего соо-течественников обосновалось в Уссурийске (42 чел.), Находке (39), Дальнегорске (37). Две территории, прежде определенные для переселенцев, не могут принимать людей: горно-химический комбинат «Бор», на который планировалось трудоустраивать переселенцев, переживает сложные времена, бездействует и свиноводческий комплекс под Артемом. В Приморье для переселенцев выделено лишь 206 вакансий. – Эффективность программы на территориях округа крайне низка, – оценил работу на совещании во Владивостоке первый замдиректора Федеральной миграционной службы РФ Михаил Тюркин. – По данным на конец июня 2010 года на Дальний Восток прибыло всего 396 переселенцев. В Приморье переехало больше всех соотечественников – 157 человек, но в то же время из Китая сюда же привлечено почти 26 тысяч человек. По мнению vip-чиновника, очевидно, что соотечественники, вернувшиеся на родину, не могут влиять на демографическую, трудовую и миграционную ситуацию в регионе. При этом правительство еще год назад жестко указывало на необходимость активизации госпрограммы переселения бывших россиян в Дальневосточном округе и Сибири. А в апреле 2010 года председатель правительства Владимир Путин поручил губернаторам взять под личный контроль региональные программы переселения. По мнению премьера, чиновникам необходимо сосредоточиться на той части программы, которая касается приема переселенцев, их трудоустройства и оказания им социальной поддержки. Но дальневосточные территории, похоже, проигнорировали поручения премьера и госпрограмму. К примеру, одной из основных рекомендаций, сделанных правительством, было создание региональных центров для временного размещения людей. Сейчас такой центр открыт лишь в Хабаровском крае. В Амурской области для переселенцев построено десять одноэтажных домов. Площадь одного дома – 64 кв. м, и рассчитан он на две семьи. Статус этого жилья не определен, так что воспользоваться построенными «квадратами» люди не могут. Другая сторона проблемы – предлагаемые бывшим соотечественникам рабочие места. Список вакансий узок, в основном это сфера образования и здравоохранения, предлагаются так же неквалифицированные, малооплачиваемые должности в сельском хозяйстве и строительстве – доярки, плотники, каменщики и т.д. При этом по предлагаемым вакансиям к кандидатам из числа переселенцев предъявляются завышенные требования. К примеру, для того чтобы претендовать на место плотника с заработком в 11 тыс. рублей в Уссурийске, соотечественник-переселенец должен иметь среднеспециальное образование, четвертый разряд и пятилетний стаж работы, занесенный в трудовую книжку. А для местных жителей на аналогичную вакансию с большим заработком предъявляется одно требование – навык работы. В Хабаровске переселенец может претендовать на работу сторожа с зарплатой 7,2 тыс. рублей только «при наличии профессионального образования и стажа работы по специальности более пяти лет». – Субъекты не работают над расширением территорий расселения. Потенциальные переселенцы, имеющие вид на жительство, работу, жилье, родственников и т.д., не могут поселиться в городах и поселках, не включенных в перечень. В Амурской области из 1642 иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство и т.д., изъявили желание участвовать в госпрограмме 25 человек. Причина отказа – нежелание выезжать в другой населенный пункт, так как на территории проживания у них уже была работа и жилье, – констатировал замдиректора Федеральной миграционной службы РФ Михаил Тюркин. По мнению специалистов миграционного ведомства, срочно необходима модернизация территориальных программ переселения соотечественников: максимальное расширение работодателей, перечня вакансий, строительство центров временного размещения людей, предусмотрение механизма компактного переселения семей, желающих работать в сельском хозяйстве, и т.д. Да и сами региональные программы нуждаются в презентациях в странах с наибольшим потенциалом для привлечения соотечественников. Сдвиг в этом направлении заметен лишь в Приморье: краевой администрацией нынешней осенью запланированы поездки для представления программы в страны, обладающие большим потенциалом переселенцев. Формальный подход к выполнению госпрограммы переселения соотечественников отмечал и вице-премьер Александр Жуков во время визита во Владивосток: «Территории не горят результатами, а надо исходить из того, что государство заинтересовано в возращении соотечественников домой». Кстати– За последние 15 лет в Россию из стран ближнего зарубежья уже переехали более 3,5 млн наших соотечественников. Другой вопрос, была ли страна готова встретить их, дать гражданство и создать относительно нормальные социально-бытовые условия, – рассуждает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. – Вопрос увеличения численности российского населения на Дальнем Востоке не только актуален стратегически, но и сложен для воплощения. Поскольку сегодня ни один из субъектов Дальневосточного региона не может сравниться с европейской частью страны по уровню жизни, стало быть, привлечь сюда соотечественников, например, из стран СНГ по большому счету нечем.По мнению эксперта, программа может сработать, если субъекты найдут на своих территориях какие-либо инвестиционные проекты, под реализацию которых государство может дать финансовые и социальные гарантии в виде преференций для привлечения в регион трудовых ресурсов. «У Тихоокеанской России есть все возможности быть в центре событий XXI века, а в XXI веке все мировые события будут происходить в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экономическую устойчивость АТР определяет именно различие экономик региона: китайской, японской, российской, индийской, австралийской. Правда, Россия опоздала это понять лет на 25, иначе бы мы давно председательствовали в АТЭС и определяли политику в АСЕАН. Но отнюдь не все потеряно», – считает Юрий Авдеев.
Автор:
Татьяна НИКОЛАЕВА