Рыбакам нужно много, но помалу

В Ассоциации добытчиков минтая обсудили проблемы развития флота в регионе

9 сент. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2795 от 9 сент. 2010
В Ассоциации добытчиков минтая обсудили проблемы развития флота в регионеВ ассоциации добытчиков минтая, базирующейся во Владивостоке, прошла встреча рыбаков с представителями ведущих европейских проектных компаний. На встрече обсуждались проблемы развития на Дальнем Востоке рыбопромыслового флота. Участники встречи единодушно решили, что в случае активизации судостроительных программ важно не допустить перекоса в сторону строительства крупнотоннажного флота.Иностранные специалисты изучили возможности строительства судов на Дальневосточном заводе «Звезда» и Находкинском судоремонтном заводе, и именно находкинское предприятие определили в качестве завода, на котором целесообразно развивать судостроение. Изучив заводы и проведя оценку, специалисты подготовили справку для администрации Приморского края и Ассоциации добытчиков минтая.– Трудовые затраты на постройку полностью оснащенного траулера на заводе «Звезда» будут на 60% выше, чем в Находке, – рассказывает Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая. – При этом срок строительства будет на 40 % дольше, чем на Находкинском судоремонтном заводе. Не улучшает ситуацию и то, что завод «Звезда» имеет наибольшую потребность в модернизации корпусного производства. Европейские специалисты привели факты, которые говорят о том, в Находке судно будет построено быстрее и дешевле, чем на заводе «Звезда», но они не указывают на конкретный завод. Мы хотим, чтобы в концепции строительства рыболовства указывались не только те предприятия, которые работают в объединенных судостроительных корпорациях, но и те, которые находятся вне организационных рамок. То есть дать возможность судостроительным предприятиям претендовать на деньги и технологии на конкурсной основе. Во встрече приняли участие проектировщики ведущих европейских предприятий – Ержи Петержак (Naval Engineering & Design), Тадеуш Коповский (Ko-Trade) и Петр Билон (Elomatic). Эти компании взаимодействуют на протяжении многих лет и на сегодняшний день являются одними из сильнейших игроков, действующих на рынке судостроительного инжиниринга. Ими спроектирована целая линейка судов – от круизных лайнеров водоизмещением 220 тыс. тонн и стоимостью 1 млрд долларов до рыбопромысловых судов.Помимо прочего иностранцы сделали несколько интересных предложений: они готовы обучить российских инженеров, которые будут заняты в строительстве рыболовного флота, и передать технологию судостроения. Также проектировщики выдвинули предложения по современному программному обеспечению, используемому при проектировании и строительстве судов. На сегодняшний день оно является одной из передовых разработок в соответствующем сегменте рынка.– Все это необходимо учесть, так как в противном случае рыболовное судостроение может оказаться падчерицей, которой будет уделяться внимание лишь по остаточному принципу, а создаваемые мощности и привлекаемые технологии будут заточены под гигантские суда, – подчеркнули в АДМ.Кроме тогоДобытчики минтая высказались против ломки закона В понедельник во Владивостоке состоялось также общее собрание Ассоциации добытчиков минтая. Его участники обсудили ряд вопросов, в том числе связанных с проблемами единого промыслового пространства, ответственности за экологические преступления и «квотами под киль».Одним из центральных вопросов повестки дня стали изменения в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», устанавливающие новый вид квот – «квоты под киль».– Что нужно потребителю? – рассуждает Герман Зверев, – чтобы был широкий ассортимент рыбы на полках магазинов. Сейчас многим рыбакам невыгодно ловить камбалу, палтус, терпуг, потому что затраты упирают в способность человека заплатить. В то же время терпуг и камбала пользуются большой популярностью, поэтому мы обсуждаем соотношение прибрежного и промышленного рыболовства, ведь именно прибрежное рыболовство дает нам палтус, навагу и камбалу. Мы считаем, что нельзя менять правила таким образом, чтобы ухудшалась финансовая мотивация для тех, кто ловит эту рыбу, а такие последствия возможны. Второй вопрос: как сделать основной объем продукции (лососевые, минтай) ритмичным в поставке? Суть в том, что сейчас потребитель сильно зависит от перепадов путины. Допустим, в прошлом году отпускная цена горбуши была 30 рублей, в этом году 90 рублей. Наша цель – смягчить эти перепады.Президент АДМ отметил, что сейчас самая главная задача в отрасли заключается в том, чтобы привлечь инвестиции, потому что очень многие годы квоту делили каждый год, у людей не было уверенности в завтрашнем дне. В связи с этим нужен закон, по которому будет ясна ситуация на несколько лет вперед, чтобы рыбак знал, какой объем ему нужно вылавливать в будущем. Такая политика создает уверенность в предприятии, только тогда люди начнут вкладывать деньги.В конце заседания, рыбопромышленники высказались против поправок в закон.– По этой системе мы работаем всего два года, – говорит Андрей Крайний, руководитель Росрыболовства,– постоянно меняя правила игры, невозможно работать. Система, при которой долями наделяются пользователи, а не суда, может быть, не идеальна, но сейчас ее нельзя ломать, лучше ее проверить временем.О моментах, связанных с нормативно-правовым регулированием единого промыслового пространства, участникам собрания рассказал начальник управления организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. Также члены АДМ обсудили проблемы судебной практики в плане определения ответственности за экологические правонарушения.