Владивосток должен приглашать и удивлять
«Второе открытие» города изменяет его имидж в АТР
«Второе открытие» города изменяет его имидж в АТРНа прошлой неделе во Владивостоке состоялся форум Организации по развитию туризма (ОРТ) стран АТР. Обсуждались возможные пути преодоления экономического кризиса в туристическом бизнесе. Собралось более 70 гостей из двадцати городов мира, в числе которых начальники управлений туризма администраций городов АТР, председатели региональных, национальных и международных организаций, президенты государственных и частных туристических компаний. Дважды открытый городТо, что именно Владивосток стал площадкой для этого значимого события, не случайно. Жители Приморья – активные путешественники, к тому же в последнее время интерес к нашему региону со стороны иностранных гостей стремительно возрос. При наличии плодотворных усилий властей различных уровней нашему городу суждено стать центром международного отдыха.- Нет сомнений, что туризм – одна из важнейших отраслей XXI века, - рассказал «В» Чжу Хван Мен, генеральный секретарь ОРТ. – После кризиса ожидается ее невиданный рост, это особенно очевидно в нашем регионе. Владивосток с самого его основания стал центром международной торговли и дипломатии на Дальнем Востоке. Он точно сможет стать и туристическим центром стран АТР.С ним согласен и глава Владивостока Игорь Пушкарев:- Сейчас мы активно работаем над реализацией федерального закона РФ о развитии города как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проведение форума ОРТ полностью отвечает поставленным в этом законе задачам. Мы намерены максимально использовать возможности, открывающиеся перед нами в связи с проведением саммита АТЭС. Это не только уникальные мосты, федеральный университет и гостиницы, но и открытие города в прямом, а не формальном смысле. Основной задачей туристической отрасли является коренное изменение имиджа города, потому что много предыдущих лет он был закрытой, неприступной крепостью с задачей оборонять и не пускать. Сегодня он превращается в центр международного сотрудничества, нынешний Владивосток должен приглашать и удивлять.В ходе работы форума его участники, в числе которых и наши приморские бизнесмены, установили рабочие контакты с будущими партнерами из самых разных стран. Несомненно, в скором времени это обернется успешным взаимовыгодным сотрудничеством. Однако пока что предстоит надеяться на скорое восстановление туристической отрасли после глобальной рецессии.В кризис отдыхается по-другому По словам Сергея Дубовицкого, директора Института международного туризма и гостеприимства ДВГУ, экономический спад отразился на доходах жителей, а значит, многим пришлось пересмотреть статьи своих расходов. Из-за того, что приоритетной стала цена, произошла переориентация с выездного туризма на внутренний. Кроме того, оформился целый ряд других тенденций:- Все большая часть населения предпочитает отдыхать в странах с той валютой, в которой они зарабатывают, в нашем случае – в рублях, - говорит Сергей Викторович. - Это связано с тем, что многие опасаются экономической уязвимости, которая произойдет в случае неожиданного скачка валют. Появляется все больше специализированных предложений - например, событийный, социальный, свадебный, генеалогический, экологический туризм. Возрождаются забытые его виды – железнодорожный, морской (круизный), лечебно-оздоровительный. Многие виды отдыха совмещаются. Изменяется и структура туризма – доля деловых поездок постоянно увеличивается над теми, что совершаются с целью отдыха. Происходит переход от массового отдыха к индивидуальному, все больше людей хотят, чтобы тур был разработан, например, только для его семьи. К 2013 году доля таких поездок будет существенно больше групповых (сейчас разница лишь в 5 процентов). Уменьшается продолжительность отпуска – если раньше люди отдыхали в среднем около двух недель, то сейчас длительность снизилась до 9-10 дней. В ближайшем будущем она упадет до 5-7 дней. Соответственно, в этом направлении произойдет и переориентация туркомпаний. Кстати, о них: кризис заставил мелкие фирмы уйти с рынка, происходит укрупнение оставшихся игроков наряду с их постепенной экспансией. Значительная доля российского рынка еще не поделена, здесь есть где развернуться. Уже сейчас существует большое количество международных брендов, которые работают на российском рынке, прикрываясь нашими компаниями. Гости на будущееВсе когда-нибудь заканчивается, не вечен и кризис, затронувший туристическую отрасль. - Если говорить о приграничном туризме, то сейчас по сравнению с 2009 годом увеличился поток российских туристов в Китай и китайских туристов – к нам, - говорит Ольга Кудрявцева, председатель правления приморского отделения Российского союза туриндустрии. – Однако докризисного уровня пока еще не достигли. В частности, не очень успешно идет направление Юго-Восточной Азии. Вскоре должна быть подписана программа развития туризма в Приморском крае. Я обращаю большое внимание на то, чтобы в первую очередь развивался въездной, гостевой туризм. Иначе говоря, хотелось бы, чтобы к нам больше приезжали, чем мы отправляли. Наш потенциал огромен, есть что показать. Однако сейчас наши гостиницы не имеют стопроцентной загрузки. Она была во время различных событийных мероприятий. Наш город и край должны пользоваться этим. Было, например, 150-летие города, отели были заняты, куча сувениров скуплена. Интерес к региону есть, но он сезонный и реализуется не в полном объеме. Но наши компании сейчас серьезно нацелены на развитие местного туризма. У них много туров, и цены приемлемые. Мест для размещения гостей предостаточно, качество для среднего потребителя нормальное. Как заостряет внимание Дубовицкий, сегмент делового туризма развит плохо. Нет пятизвездочных отелей, где привыкли останавливаться бизнес-клиенты.Поэтому работа предстоит большая. По мнению Сергея Викторовича, важно сохранить европейский облик города:- Сейчас многие здания выбиваются из общего облика, из-за этого теряются наши видовые преимущества. А ведь Владивосток всегда ценили за то, что он был своего рода европейской столицей в Азии. Кроме того, нам необходимо уйти от «языкового шовинизма» - те же самые названия улиц нужно писать как минимум еще по-английски. Также я бы предложил поставить рекламные стойки, где иностранцы могли бы найти карту нашего города. Это значительно облегчит им передвижение без гида. С ним согласна и Ольга Георгиевна: - Нужно приводить объекты города в порядок – например, Владивостокскую крепость. Сложно добраться и до видовой площадки.Понадобится помощь правительства России. Частичная компенсация тарифов на авиаперевозки позволила некоторым жителям съездить из одного региона в другой за разумную цену. Однако если сравнивать стоимость наших туров с московскими, то по-прежнему возникает ощущение некой неполноценности - приморцы вынуждены отдавать за билет столько, сколько стоит сам отдых. Не нужно забывать и про то, что развитие туристической отрасли не сможет произойти за счет вливания средств лишь в этот сегмент рынка. Сумма, которую человек может себе позволить потратить на отдых, прямо пропорциональна его уровню жизни. Справка «В»Владивосток - единственный город России, входящий в состав ОРТ. В целом участниками организации являются 63 мегаполиса и 39 компаний из 12 стран бассейна Тихого океана. Основные задачи организации - консолидация международной туристической общественности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в области туризма.
Автор:
Ольга СИРОТКИНА