Гремучая смесь новой думы

Свою долю похвал и аплодисментов электорат сорвал еще в воскресенье, когда ближе к вечеру крайизбирком радостно возвестил - выборы состоялись. Дружно придя к избирательным урнам, одним махом заполнив все 39 депутатских вакансий, утомленный выбором избиратель с чистой совестью отошел ко сну.

11 дек. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №279 от 11 дек. 1997

Свою долю похвал и аплодисментов электорат сорвал еще в воскресенье, когда ближе к вечеру крайизбирком радостно возвестил - выборы состоялись. Дружно придя к избирательным урнам, одним махом заполнив все 39 депутатских вакансий, утомленный выбором избиратель с чистой совестью отошел ко сну.

А наутро (когда удачливые политики радостно потирали руки, а неудачливые рвали волосы на головах) эксперты, аналитики и наиболее прагматичная часть электората изучали список законно избранных и почесывали в затылке, пытаясь на свежую голову сообразить - а чего же в конечном счете навыбирали?

Как показали итоги выборов, утверждения некоторых аналитиков, что народ-де устал от политики и жаждет спокойной размеренной жизни, не подтвердились. Народ не устал, более того - умудрился думу сформировать по принципу политически взрывоопасной гремучей смеси.

Более всех отличился Владивосток. Предвыборная схватка двух местных политтитанов - губернатора и мэра - здесь завершилась оглушительной и неожиданной для многих победой известного правозащитника. Откровенно политизированная, открыто конфронтационная позиция черепковского блока “завела” избирателя и стала верным пропуском в краевую власть команде ораторов и страстотерпцев, обличителей и правозащитников, бескомпромиссных борцов за всяческую справедливость. Они победили в 10 округах из 12, тем самым в новой Приморской думе губернатору гарантирована жесткая оппозиция (в лучшем случае - десяти).

В отличие от черепковцев, люди Евгения Наздратенко ни в какие предвыборные блоки не объединялись, ни о каком единстве задач и целей публично не заявляли. И хотя люди опытные среди сотен других “вычислили” их моментально, сами губернаторские протеже имени патрона предпочитали всуе не поминать (как, впрочем, и имени его владивостокского оппонента). Напротив, большинство старательно дистанцировалось от скандальных политических дрязг и разборок.

Как выяснилось, показательный политический нейтралитет у владивостокского избирателя не в цене - по краю же некоторые из белодомовцев заполучили желаемые мандаты. И все-таки о наличии в новой думе сплоченной команды сторонников краевой исполнительной власти пока говорить не приходится. Из верных и не скрывающих своей привязанности к губернатору можно назвать лишь вице-губернатора Игнатенко и генерала Розова. Что касается прочих, то у большинства из них союз с Белым домом не столько по убеждению и любви, сколько по более меркантильным, житейским обстоятельствам и расчетам. И нет никаких гарантий, что под прикрытием депутатского иммунитета обстоятельства эти и этот расчет не изменятся. Так что поспешные выводы известных аналитиков администрации края о безусловной победе на выборах прогубернаторских сил преувеличены, а прогнозы о вероятности новой карманной думы более чем сомнительны (как, впрочем, и заявления другой стороны о такой же победе).

И еще одно значимое поражение в ходе предвыборных баталий - полномочного представителя президента по Приморскому краю Виктора Кондратова. Формально не вмешиваясь в ход борьбы, генерал (по имеющимся сведениям) не стоял в стороне от событий и негласно курировал чуть наметившуюся “третью силу”. Киты приморской промышленности рванули во власть в надежде остановить заморочившие край политические разборки. Как показали итоги выборов, не владеющие передовыми предвыборными технологиями киты не сумели добиться любви и взаимности электората. “Третья сила” в приморском парламенте не состоялась. Тем взрывоопаснее кажется гремучая смесь первых двух.

Есть вероятность, что их первая сшибка состоится уже возле кресла председателя думы. Скорее всего Сергей Соловьев, представляющий десятку непримиримых, будет выставлен против экс-вице-губернатора Владимира Игнатенко. (Со стороны Белого дома возможен и более тонкий ход - вместо одиозной фигуры известного патриота предложить более компромиссную - к примеру... депутата Личенко. Но и в этом случае сшибки не избежать, это не в правилах непримиримых.)

Есть опасения, что последует сшибка и по поводу краевого бюджета - десятка затеет большой его передел в пользу обездоленного Владивостока. Затем оппозиция по настырности сунет нос в неприкасаемые статьи “прочих расходов”. Не исключено, что бдительный депутатский глаз остановится и на святая святых исполнительной власти - пресс-департаменте администрации края (с его легендарными якобы штатами и расходами). В ответ на все эти пакости Белый дом может вновь возбудить вопрос о назревшем будто бы переселении думы... В общем, скучно не будет ни тем, ни другим, а тем более - избирателям. Мы за это голосовали?

Это самый худший из вариантов - возможны лучшие. Не следует сбрасывать со счетов действительно независимых депутатов, прошедших по краю. Одни их пренебрежительно называют “болотом”, готовым качнуться в любую сторону в зависимости от обстоятельств, другие считают той самой силой, которая и нейтрализует взрывоопасную депутатскую смесь.

Автор: Марина ЛОБОДА, “Владивосток”