Двухколесный конь езды не портит

125 лет назад на свет появился мотоцикл

27 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2788 от 27 авг. 2010
08b0f1e1853fa917ff99082a80d0aca2.jpg 125 лет назад на свет появился мотоцикл29 августа 1885 года немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который впервые продемонстрировал в ноябре этого же года. Его двухколесный самодвижущийся агрегат представлял собой средство с двигателем, закрепленным на велосипедной раме. Даймлер запатентовал его как «повозку для верховой езды с керосиновым двигателем». Именно этот день считают днем рождения первого мотоцикла.Самый «олдовый» байк– среди экспонатов Владивостокского музея автомотостарины, насчитывающего около 80 единиц авто– и мототехники «всех времен и народов». Правда, нет самого первого мотоцикла. Зато есть много других двух– и трехколесных потомков детища инженера Готлиба Даймлера. И почти все они в «полном здравии», то есть могут самостоятельно передвигаться. Несмотря на почтенный возраст.Взять, к примеру, одноцилиндровый БСА-500 made in Great Britain 1920 года выпуска. При мощности двигателя в 15 л.с. и рабочем объеме 498 куб. см на хорошей трассе его максимальная скорость 100 км/час. БСА-500 продемонстрировал свою живучесть в 2004 году на международном слете мотопутешественников «Лицом к океану» под Находкой, где был признан самым «олдовым» байком и получил соответствующий диплом.Когда сотрудники музея привезли его на Золотари, мало кто верил, что этот двухколесный старичок вообще сможет завестись, не говоря о том, чтобы тронуться с места. А он завелся почти с пол-оборота и еще лихо гонял по песку.Немецкое качествоМотоцикл НСУ-351 (NSU-351), сделанный в Германии в 1933 году, еще один любопытный раритет музея автомотостарины. Изначально эта модель была разработана как гражданская и не предназначалась для использования на фронте. В довоенной Германии это был очень популярный мотоцикл. Но в 1942 году в Германии из-за нехватки техники был издан приказ об изъятии войсками снабжения автомобилей и мотоциклов у населения и предприятий. – Попал под фашистский молох и наш экспонат. Вообще в вермахте использовалась абсолютно разная техника, гитлеровцы не гнушались ничем. Когда техника ломалась, ее просто бросали. Наш НСУ-351 был привезен в Приморье как трофей, – рассказал «В» директор музея Николай Шульжицкий.Есть в экспозиции музея еще один чистокровный «фашист» – мотоцикл БМВ-Р75 (BMW-R75) с коляской, изготовленный в Германии в 1940 году. Эту тяжелую машину с объемом двигателя 745 см3 и мощностью 26,5 л.с. при 4400 об./мин. инженеры компании BMW разрабатывали по заказу вермахта. Специалисты называют Р75 лучшим мотоциклом Второй мировой войны: он имел пониженную передачу, отключаемый привод на колесо коляски и многое другое. Коляска, кстати, на специальных кронштейнах несла боезапас и дополнительные канистры с бензином. В сочетании с установленным пулеметом МГ-34 или МГ-42 мотоцикл BMW-R75 представлял собой самостоятельную, часто незаменимую боевую единицу. Мобильные группы из нескольких мотоциклов, усиленные танком или бронетранспортером, легко занимали мосты, высоты и т.п. BMW-R75 впервые был применен в Африканском корпусе генерала Роммеля и получил прозвище Сахара. Свою реальную значимость BMW-R75 показали в 1941 году: действуя ударными группами, мотоциклы расчленяли подразделения Красной армии, впоследствии заключая их в «котлы» и «мешки».Наш ответ фашистамАрмейский мотоцикл М-72, в марте 1941 года сошедший с конвейера Московского мотозавода, можно назвать «нашим ответом гитлеровскому автопрому». Если бы не одно «но». М-72 был полностью скопирован с немецкого мотоцикла БМВ-Р71 (BMW-R71), имевшего карданный привод и оппозитный двигатель объемом 746 см3, мощностью 22 л.с. при 4600 об./мин. Максимальная скорость М-72: 95 км/ч, снаряженный вес: 350 кг, расход топлива – 6,5 л/100 км. Правда, изготовить раму из труб переменного диаметра и профиля советской промышленности оказалось не под силу. Поэтому на М-72 применили сварную раму из круглых труб. Остальные изменения хотя и были прогрессивными, но крайне незначительными.С началом Великой Отечественной производство М-72 наладили в уральском городке Ирбите, где оно и продолжалось до 1961 года. После войны М-72 стали выпускать в Киеве. В 40-е и 50-е годы этот мотоцикл активно использовался в Советской армии и милиции.В экспозиции музея автомотостарины есть действующий М-72. МотокинозвездыПо словам Николая Шульжицкого, многие экспонаты музея автомотостарины – настоящие кинозвезды...– Если во Владивостоке снимают кино про Великую Отечественную или про Гражданскую войну, то наши машины и мотоциклы непременно «мобилизуют», – рассказал Николай Алексеевич. – Последний раз БМВ-Р75 и М-72 снимались у китайцев в «Шанхайской истории» в 2004 году. Причем М-72 играл роль немецкого мотоцикла. Он же брат-близнец БМВ-Р75!Для Владивостока, сыгравшего в «Шанхайской истории» роль города Гамбурга, съемки фильма «про фашистов» стали настоящим праздником. Жители города нашенского хорошо помнят эти съемки. Где бы ни появлялись киношники, всегда собиралась толпа любопытных. Иногда горожане вели себя неадекватно... Например, когда киногруппа работала на трассе около фуникулера, некоторые водители, проезжая мимо «немецких» солдат и генерала, вскидывали правую руку и вопили: «Хайль!». Случалось, что некоторые с радостью кричали: «Наши в городе!». «Фашисты», кстати, тоже были горазды на шутки. В перерывах между съемками «гитлеровский офицер», он же актер краевого театра молодежи Вадим Замараев, и трое солдат вермахта в сопровождении настоящего сотрудника ГАИ выходили на дорогу с автоматами наперевес, тормозили машины и просили водителей предъявить документы:– Аусвайс, битте, товарищ!И обалдевшие мужики безропотно выполняли приказание.– Смотрю: солдаты с оружием, я даже испугался. И хотел свернуть на Светланскую, но было поздно. Сами понимаете, время сейчас неспокойное, всякое может случиться. Вдруг в городе высадился десант, а я не в курсе, – то ли в шутку, то ли в серьез признался хозяин крутого джипа.Впрочем, история на тему «кино и немцы» – это уже из другой оперы...