Статус квот
Дальневосточные рыбаки выразили свое недовольство возможным распределением
вылова рыбы
Дальневосточные рыбаки выразили свое недовольство возможным распределением вылова рыбыПредседатель правительства Владимир Путин дал поручение разработать концепцию развития рыболовного судостроения с учетом мнения дальневосточных рыбаков. Таким образом, глава правительства дал понять, что в споре рыбацких хозяйств и Объединенной судостроительной корпорации будет найдена золотая середина.Судостроитель рыбаку не товарищНа совещании в Петропавловске–Камчатском, посвященном развитию рыбохозяйственного комплекса региона, Владимиру Путину представили два альтернативных мнения о путях развития отрасли. Как сообщают информагентства, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») Роман Троценко настаивал на закреплении квот на добычу водных биоресурсов за построенными судами. «В мировой практике существуют три способа наделения предприятий водными биоресурсами: аукционный, по историческому принципу и «квоты под киль», – цитируют СМИ Романа Троценко. – Для России необходим третий способ, потому что это позволит развивать судостроение».Председатель Союза промышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко обратился к Владимиру Путину с просьбой сохранить действующий принцип наделения предприятий биоресурсами за компаниями. Идею судостроителей – «квоты под киль» – раскритиковал на совещании и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, обнажив ее изъяны: сокращение квоты для иных пользователей; неучет ежегодных колебаний величины и продуктивности запасов водных биоресурсов (ВБР); консервацию сложившейся распыленности рыболовного бизнеса и возможности для коррупции при распределении квоты. В ответ он предложил альтернативный механизм: создание национальной морской лизинговой компании, введение вторичного оборота долей квоты вылова ВБР для использования их в качестве залога и отмену ограничений по численности занятых для предприятий при переходе на ЕСХН. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний предложения рыбаков поддержал.Рыбакам предложили забыть историюО планах Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) изменить принцип наделения рыболовных предприятий долями, создав новую систему распределения ресурсов в отрасли, «В» рассказывал в одним из прошлых номеров. Нововведения предложены ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», суть которых в закреплении квот не за предприятиями, а за рыболовными судами («квоты под киль»). Предполагается, что они будут выдаваться под строительство судов на территории РФ под российский флаг, что должно стимулировать обновление рыбацкого флота. Рыбохозяйственные предприятия в свою очередь опасаются передела в отрасли. Сейчас весь объем квот добычи водных биологических ресурсов распределен между пользователями по «историческому принципу» (исходя из объемов добычи предприятия за последние несколько лет) до 2019 года. По их мнению, квоты за судами, нанесут ущерб российскому рыболовству. – Предлагаемое ОАО ОСК «вживление» в законодательство принципа распределения водных биологических ресурсов продиктовано логикой их бизнеса и не учитывает особенности рыболовства – считает член координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальневосточного региона, президент Ассоциации добытчиков минтая Приморья Герман Зверев. – Такой капиталоемкий и долгосрочный бизнес, как судостроение, стремится к максимальному снижению инвестиционных рисков, но это невозможно, их просто перекладывают на других. В случае с рыболовством авторы идеи, чтобы застраховать себя от рисков, предлагают изъять солидный кусок водных биоресурсов для гарантированной окупаемости строящихся судов.Резкое падение добычи водных биологических ресурсов уже происходило в отрасли в 1997 и 2001 годах, когда менялись правила наделения пользователей квотами. После введения долгосрочных квот объем добычи водных биоресурсов возрос на 28 процентов (810 тыс. тонн), сальдированный финансовый результат отрасли увеличился в 13 раз – с 0,7 млрд рублей до 9,4 млрд рублей.Примечательно, что за последние пять лет объем вылова морепродуктов российскими рыбаками увеличился почти на 800 тыс. тонн (27 процентов). Финансовый результат отрасли за пятилетку улучшился в 18 раз и составил по итогам 2009 года 9,9 млрд рублей. По мнению дальневосточных рыбаков, при новой системе квот нынешние достижения отрасли окажутся под вопросом.«Квоты под киль» грозят переделомЭксперты полагают, что Дальний Восток не готов к нововведению, а предложения судостроителей чреваты переделом в рыбной отрасли, при котором горстка крупных рыбопромышленных предприятий, получив квоты под работающие суда, похоронит массу мелких хозяйств. Заведующий кафедрой промышленного рыболовства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуз) Виктор Чернецов соглашается, что предлагаемые «квоты под киль» отвечают интересам судостроителей, заинтересованных в обновлении флота, но на модернизацию отрасли потребуется не менее десятка лет. – Это несвоевременное предложение, тем более что квоты уже распределены на 10 лет и рыбакам надо дать шанс отработать по ним, – считает Виктор Чернецов.Директор Института рыболовства и аквакультуры Анатолий Бойцов уверен, что государство не должно менять правила в разгар игры: «Под полученные три года назад долгосрочные квоты предприятия разработали планы, некоторые успели взять кредиты для модернизации работающих судов, строительства новых. Нововведение не поясняет механизм перераспределения квот, к тому же новых долей не появится, значит, начнется перетряска существующих, что приведет к нестабильности отрасли и множеству судебных процессов».В Приморье рыбопереработчиков подержат рублемНельзя так же утверждать, что рыбаки не нуждаются в обновлении основных фондов. «Объективно сейчас не меньше половины плавсостава региона списана или продана на «гвозди», – рассуждает заведующий кафедрой промышленного рыболовства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Виктор Чернецов. – Нынешние квоты розданы под все суда, в том числе и стоящие. Но большинству рыбацких предприятий их мало для окупаемости, и то что дано, перераспределяется со стоящих судов на работающие, и таким образом компенсируются потери. Но при этом складывается двоякая ситуация: с одной стороны, тормозится обновление флота, а с другой – у рыбаков и денег нет на модернизацию плавсостава». В Приморском крае потребность в новом рыбопромысловом флоте до 2020 года – 45 единиц, из них 22 – крупнотоннажного. По мнению губернатора Приморья Сергея Дарькина, который принял участие в совещании в Петропавловске-Камчатском, строительство новых судов необходимо вести на отечественных верфях при государственной поддержке, используя лизинг. Напомним, что в Приморье одним из таких судостроительных центров станет завод «Звезда» в Большом Камне, где уже ведется создание современной судоверфи при участии ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» и южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering. Губернатор края уверен, что обновления российского рыбопромыслового флота – актуальная задача. Для решения ее при администрации Приморья совместно с рыбацкой общественностью сформирована рабочая группа, которая определила основные направления по типам судов, их техническим характеристикам и другим параметрам. Помимо этого, в Приморье принято решение о поддержке берегового рыбоперерабатывающего комплекса края. – С 2011 года будем напрямую дотировать из краевого бюджета рыбоперерабатывающие предприятия из расчета на каждый килограмм выпускаемой продукции, – доложил губернатор края председателю правительства. По подсчетам краевой администрации, к 2013 году объем производства рыбопродукции береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями края возрастет в 2,6 раза по сравнению с 2009 годом. Будут созданы новые рабочие места, увеличатся заработная плата и налоговые отчисления в бюджеты. Это позволит так же дополнительно оставлять на российской территории для дальнейшей переработки более 100 тысяч тонн мороженой рыбы в год, ориентированной сегодня на экспорт.Дайте киль – будет очередьНа совещании рыбаки пытались донести до главы правительства, что они заинтересованы в строительстве флота не меньше судостроителей, и прекрасно понимают линию государства в судостроении, потому что это не только корпус и металл, но и механизмы, и средства связи, и промысловое оборудование и т.д. Но предложили при этом поставить спорный вопрос иначе – «киль под квоты», ведь отечественной судостроительной промышленности хватит работы только на замене флота. Подводя итог дискуссии, разгоревшейся на совещании, премьер-министр Владимир Путин сказал, что при обновлении рыбопромыслового флота нельзя допускать перекосов и попыток решить проблемы одной отрасли за счет другой. И на взгляд спорящих, он принял мудрое решение, – предложил создать программу отечественного судостроения, в которой должны быть прописаны ясные и понятные механизмы, в том числе по финансированию, потому что нельзя нарушать главного – стабильности законодательства и понятной политики государства по отношению к ресурсам и рыбакам. Поручение Владимира Путина не говорит о том, что все проблемы будут решены завтра, но дальневосточные рыбаки получили надежду, что их призыв о помощи не просто услышан.
Автор:
Егор ТРУБНИКОВ, «Владивосток»