Чистота требует жертв
Некультурных жителей Владивостока, не желающих пользоваться урнами, будут наказывать рублем
Некультурных жителей Владивостока, не желающих пользоваться урнами, будут наказывать рублемНа прошлой неделе в центре Владивостока состоялся необычный рейд: вместо того чтобы штрафовать за мусор юридических лиц, власти города решили приглядеться к горожанам – физическим лицам.Будний день, 11 часов утра. Возле здания администрации Фрунзенского района, что на улице Адм. Фокина, небольшое скопление народа – человек пятнадцать. Большинство из них – специалисты городских управлений: торговли и услуг, градостроительства и архитектуры, содержания жилищного фонда и городских территорий. Тут же и сотрудники УВД, без которых не обходится ни одна проверка. Всех поделили на три группы и закрепили за каждой участок.Недолговечная чистотаКорреспонденты «В» присоединились к специалистам, которым предстояло пройтись по Арбату и выйти на Набережную. Там, на маршруте Набережная – Батарейная, будет работать уже другая группа, еще одна – на участке Семеновская – Пограничная. Наконец все определились с территориями и разбрелись по своим улицам. Наша группа почему-то так и осталась стоять возле здания районной администрации. – Почему стоим? – спрашиваю я.– Участкового ждем. За головным убором побежал.Прождав минут десять, отправляемся исследовать свои владения, надеясь по пути встретить забывчивого милиционера. Территория нам досталась вопиюще чистая, даром что утро. Ни фантика, ни смятых сигаретных пачек, ни даже крошечного окурка – ничего. Пустые мусорные контейнеры поражают воображение. – Мы что, будем стоять около курящего человека, чтобы посмотреть, куда он выбросит окурок? – я попыталась прояснить, каким образом мы собираемся штрафовать людей.Оказывается, именно это нам и предстоит делать в ближайшие два часа. Ничего удивительного, как выясняется, здесь нет – в городе Находке подобная практика давно прижилась. Александр Мадич, начальник отдела по исполнению административного законодательства администрации города, считает, что и Владивостоку эта мера необходима:– Город убирают каждый день по нескольку раз. Более того, мы договорились с МУПВ «Дороги Владивостока», что теперь сотрудники предприятия по двое ходят и собирают мусор с центральных улиц города, с ул. Адм. Фокина в том числе. Но пройдите спустя несколько часов после уборки – чистоты как не бывало. Все потому, что кому-то лень донести мусор до урны. Проходим мимо женщины с сигаретой в руке, я неодобрительно кошусь на нее – а ну как бросит окурок на тротуар? По пути нас догоняет милиционер с вновь обретенной фуражкой в руках. Вместе спускаемся вниз по Арбату. Неожиданно взгляд натыкается на целую кучу отходов – переполненная урна, ряд пивных бутылок. Все это богатство рядом с филиалом «МТС».Заходим. Внутри кроме нас и мальчика-консультанта находятся дедушка с внуком. Они пытаются разобраться с USB-модемом, которому, видимо, не суждено выжить. Консультанту и без того нелегко, а тут еще мы пристали со своим мусором. Точнее, с их мусором. Со слов сотрудника выясняется, что виновато предприятие, с которым заключен договор на вывоз мусора. Или не заключен – наверняка не скажешь. Кстати, на этой же точке нынешней зимой было выписано два штрафа за неуборку мусора. В любом случае составление протокола неизбежно. И тут тоже есть целый ряд нюансов, мешающих нормальному функционированию механизма. Протокол нужно составлять на кого-то – лучше всего непосредственно на организацию, но в нашем случае это невозможно, поскольку главный офис – в Москве, а у нас только филиалы. Поэтому в лучшем случае протокол можно составить на должностное лицо, а это не так-то просто. Например, у нас есть консультант магазина, мы на него составляем протокол, а потом выясняется, что в обязанности молодого человека содержание в чистоте данного филиала не входит. Чтобы так не вышло, просим позвать руководство.В этот момент входит девушка-консультант, напарник вводит ее в курс дела. Она убирает мусор, делает круглые глаза и нахально заявляет:– Какой мусор? Нет здесь никакого мусора.В конце концов ей приходится позвонить начальству:– Алло, тут к нам из администрации города и милиции пришли, закрыть нас хотят. Почему закрыть – загадка. Оказывается, начальство сможет подъехать только через час. Чтобы не терять времени, решаем пока прогуляться дальше по нашей территории. Уже выходя из магазина, сотрудник инспекционного отдела управления торговли и услуг Валентина Ломакина внезапно оборачивается. Внимательно посмотрев на мальчика-консультанта, она вдруг улыбается ему как старому другу и хлопает его по плечу:– Что ж ты не сказал, что это мы на тебя зимой два штрафа выписали?Экологическая совесть не дремлетПодходим к Набережной. – Нужно Костику позвонить, – говорит Валентина Николаевна. – Он у нас умничка.Костик оказывается администратором компании «Владстройтурплюс», что арендует большую часть территории Набережной. – Валентина Николаевна, смотрите, как мы тут все сделали. Что просили, все убрали.Как выясняется, экологически совестливые люди у нас все же есть. – Недавно одна старушка пришла погулять на Набережную, – рассказывает Ломакина. – Увиденное ей не понравилось: говорит, мусора много было, она его собирала, вместо того чтобы гулять. Я это знаю потому, что после «прогулки» женщина написала нам жалобу. Мы отреагировали – выехали сюда, действительно, было грязно. Мы Костика тогда оштрафовали, на него за это лето вообще-то два протокола составлено. Но таких старательных людей, как он, еще поискать нужно. Конечно, не всегда все идеально, что-то, бывает, упускает, но главное – у него есть желание улучшаться. Результат налицо – по этому маршруту мусора почти нет.Поднимаясь по лестнице со стороны Набережной, замечаем переполненное мусором ведро, которое спряталось за палаткой, где продают мороженое. Виноватыми снова оказываются узбеки, с которыми якобы заключен договор на вывоз мусора. Правда, мусор явно принадлежит продавцу – его составляют преимущественно коробки из-под мороженого. Такая же ситуация и возле соседней палатки – арендатор один и тот же. Кроме того, урн, которые обязательно должны быть возле каждой точки, здесь нет и в помине. Протокол, который сотрудники составили на одну из продавщиц, женщина подписывать отказалась.– Какие ко мне претензии? В чем я виновата? Я только что пришла, и так дома упала, руку повредила, – для большей правдоподобности продавщица протягивает нам замотанную руку. – Не буду ничего подписывать.Приходится ждать, когда придет кто-нибудь из руководства. Появляется парень по фамилии Мурат, который не хочет понимать, что от него требуется. Любопытно, что землей они пользуются на основании субаренды. Договор составлен просто прекрасно: арендатор Евгений Коваль, которому земля давалась под строительство туалетов, передает ее ООО «Инвест груп» уже под размещение киосков, невероятным образом поменяв целевое назначение. Субарендаторы тоже исхитряются как могут: перегородили въезд с улицы Пограничной самовольно установленным шлагбаумом. Пользуясь тем, что многие жители привыкли парковать машины на этой небольшой площадке, берут деньги за въезд на нее. Правда, недавно нахальных предпринимателей шлагбаум заставили убрать, однако нет гарантии, что он не появится снова. Так как разговор с субарендатором не получается, члены административной комиссии идут на крайние меры – составляют акт о выявленных самовольно занятых земельных участках. На основании этой бумаги предприниматели в ближайшее время должны будут демонтировать свои киоски. После этого нам еще предстоит вернуться в «МТС», чтобы составить протокол на их администратора. Несмотря на то что ни одного бросающего окурки куда попало человека мы так и не оштрафовали, в целом рейд можно считать удачным. Тем более что наши коллеги – две другие группы – оказались в этом отношении еще более удачливыми. Всего за 2 часа было составлено девять протоколов по выбрасыванию мусора – семь на физических лиц и еще два – на должностных. Кроме того, организаторы и участники проверки выявили ряд моментов, которые в будущем нужно будет подкорректировать:– Подобные рейды решено было проводить в каждом районе, мы выступили в качестве первопроходцев, – говорит Василий Жибак, начальник АТУ Фрунзенского района. – Нам уже ясно, что идти с проверками нужно после обеда, часов в 13-14 и до 18, когда мусор уже успели набросать. Также нужно включить в список маршрутов и привокзальную площадь. Когда через четыре района снова подойдет наша очередь, мы будем уже опытнее, а значит, эффективнее. Приятно видеть, что нашей деятельностью заинтересовались и сторонние наблюдатели, многие подходили к нам, спрашивали, что мы делаем. Думаю, что со временем ситуация с выбрасыванием мусора в неположенные места должна улучшиться. Справка «В»За 7 месяцев этого года административной комиссией составлено около 12 тысяч протоколов за на-рушения по линии торговли, невывоз мусора, в частности – снега. Взыскано около 6 с половиной миллионов рублей. Характерно, что должностных и юридических лиц стали штрафовать чаще. За аналогичный период прошлого года протоколов было составлено около 13 тысяч, по которым взыскана примерно такая же сумма. Однако количество дел за сброс мусора в неположенных местах по-прежнему остается очень малочисленным и измеряется в единицах.
Автор:
Ольга СИРОТКИНА