Нефть из Козьмино взорвала рынок

О приморском нефтяном спецтерминале с пиететом пишут самые солидные западные деловые издания

12 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2779 от 12 авг. 2010
О приморском нефтяном спецтерминале с пиететом пишут самые солидные западные деловые издания В мире растет спрос на восточносибирскую нефть – сорт ВСТО(ESPO). Новый продукт вышел на мировой рынок полгода назад, за это время марка ESPO стала более востребована и котируется уже на полтора процента выше средней цены базового в Тихоокеанском бассейне сорта нефти Dubai.– У нефти ESPO есть ряд преимуществ перед Dubai, – объяснил журналистам во Владивостоке начальник отдела по связям с общественностью ОАО АК «Транснефть» Игорь Демин. – В частности, качественные характеристики: ESPO обладает достаточно большой вязкостью и крайне низким содержанием серы. Этим она в корне отличается от ближневосточной нефти. К тому же, чтобы производить качественные сорта топлива, переработчикам необходимы различные сорта «черного золота». Кроме того, географическое расположение нефтепорта Козьмино позволяет применять более выгодную логистику для поставок в страны Азиатско­Тихоокеанского региона (АТР). ESPO берут в Корее, Китае, начались поставки в Японию.Кстати, отмечает Демин, японцы крайне осмотрительны и осторожны в деловых вопросах. В Козьмино автобусами приезжали делегации бизнесменов Страны восходящего солнца. Они долго ходили по нефтепорту, осматривались, действительно ли терминал работает или это «потемкинская» деревня. Только убедившись в стабильном качестве нефти марки ESPO и надежности поставок, японцы подписали контракты на импорт больших объемов углеводородного сырья. Впервые в Америке Удалось продать сорт ESPO и в Сан¬Франциско. Российская нефть, поставляемая танкерами на западное побережье США, составила конкуренцию американской нефти, добываемой на Аляске. Это стало неожиданностью для трейдеров, производителей и экспертов, пишет газета The Wall Street Journal.Восточносибирское углеводородное сырье помогает сдерживать рост цен на нефтепродукты в Калифорнии, где стоимость бензина традиционно является самой высокой в стране. Всего за несколько месяцев, прошедших с момента запуска системы, экспорт российской нефти в США вырос с нуля до приблизительно 100 тысяч баррелей в сутки, впервые за всю историю позволяя России занять одно из ключевых мест в списке крупнейших поставщиков нефти в США.Изначально ВСТО была призвана диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок сбыта – рынок Азиатско­Тихоокеанского региона, потребности которого в нефти непрерывно возрастают. Однако низкая стоимость и удачные свойства восточносибирской нефти, которая, будучи менее сернистой и более легкой, качественно превосходит сорт Urals, привлекли внимание американских нефтепереработчиков. Сорт ESPO оказался там достаточно востребован и специалисты прогнозируют увеличение поставок восточносибирской нефти из «Козьмино» в США. Своя игра Однако в целом аналитики считают, что сорт нефти ESPO будет одним из доминирующих сортов именно на рынке Азиатско­Тихоокеанского региона. На сегодня стоимость ESPO определяется по отношению к издавна торгующемуся в Тихоокеанском регионе ближневосточному сорту Dubai.Как отмечалось на встрече с журналистами, торговля восточносибирской нефтью осуществляется на Санкт¬Петербургской международной товарно­сырьевой бирже. Демин отметил, что если создать филиал этой биржи во Владивостоке и продавать нефть марки ESPO в приморской столице, то финансовые потоки в бюджет города, в виде различных налогов на работу торговой площадки, будут намного больше, чем от хозяйственной деятельности нефтеперерабатывающего завода, который планируется построить и запустить в Приморье. Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» предназначен для транспортировки нефти из месторождений в Восточной Сибири в страны Тихоокеанского региона. Магистраль проходит по Иркутской, Читинской, Амурской областям и Хабаровскому краю. Конечной точкой системы является спецтерминал «Козьмино» в Приморье. К 2014¬м году ОАО АК «Транснефть» намерено запустить нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» в полном объеме, это позволит отказаться от железнодорожных поставок. Нефтепровод рассчитан на транспортировку 80 миллионов тонн нефти в год, пока с сибирских месторождений планируют поставлять примерно 15 миллионов тонн в год. Со станции «Сковородино» в Амурской области в специализированный порт в бухте «Козьмино» ежедневно приходит 11 железнодорожных составов с нефтью. «Козьмино» все больше Тем временем инфраструктура нефтяного терминала «Козьмино» расширяется. Здесь смонтированы и сейчас проходят многоступенчатые испытания новые накопители нефтепродуктов: сначала гидравлические, затем непосредственно с использованием нефтепродуктов. Три дополнительные емкости смогут принять 50 тысяч тонн нефти каждая. В случае несвоевременной подачи нефтеналивного судна под загрузку, новые емкости позволят накапливать объемы в нефтетерминале, а не на железнодорожных путях, снижая пропускную способность припортовых станций. Как ожидается, емкости будут сданы в эксплуатацию к сентябрю. Также, «Транснефть» в скором времени заменит и вагоны для перевозки углеводородов от Сковородино до «Козьмино». Новые вагоны делают большей емкости и более удобными для разгрузки. Цистерны устроены так, что нефтепродукты, находящиеся в них, будут сливаться полностью. Конструкция ныне используемых не позволяет слить полностью весь продукт, на «дне» остается до трех процентов содержимого, а это, по разным подсчетам, до 0,15 тонн нефти.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»