Проездной билет на тот свет?

Оплатить безопасность проезда в городских автобусах перевозчики предлагают самим владивостокцам

30 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2772 от 30 июль 2010
ea137a6fd0b81d370187c498645a832c.jpg Оплатить безопасность проезда в городских автобусах перевозчики предлагают самим владивостокцам В краевом центре вновь повторяется история, давно ставшая классикой. Администрация Владивостока настаивает на сохранении нынешнего 11-рублевого тарифа на проезд в городских автобусах, в то время как руководители автобусных предприятий хотят резко увеличить его. Правда, в своем нежелании терять прибыль транспортники почему-то забывают о том, что техобслуживание и ремонт автобуса не менее важны, чем сбор денег с пассажиров. Тарифы взяты не с потолкаВ эту среду, 28 июля, представители администрации и транспортных компаний встретились в «Сером доме», чтобы обсудить текущую ситуацию в сфере автобусных пассажироперевозок. Напомним, что руководители автотранспортных предприятий в последнее время высказывали претензии в адрес МУП «ВПОПАТ-1», которое занимается техобслуживанием и ремонтом подвижного состава. Пару недель назад МУП было вынуждено повысить расценки на оказание этих услуг коммерческим компаниям. В ответ автобусники потребовали либо вернуть тарифы ВПОПАТ-1 на прежний уровень, либо повысить стоимость проезда в городских автобусах. Однако руководство МУП настаивает на том, что повышение стоимости услуг продиктовано исключительно экономическими причинами и ни в коем случае не должно отразиться на кошельках пассажиров.– Когда мы провели анализ финансовой деятельности предприятия, которое раньше находилось в долгосрочной аренде у коммерсантов и только недавно было возвращено в муниципальную собственность, стало очевидно, что ремонтные мастерские работают с большим убытком, – рассказал Артемий Кравцов, занявший пост директора МУП «ВПОПАТ-1» в конце мая. – Выбор был небольшой: либо вообще ликвидировать это направление деятельности, либо незамедлительно предпринимать реорганизационные меры. Одним из таких шагов как раз и стало увеличение стоимости услуг.Как подчеркнул начальник управления транспорта администрации Владивостока Максим Молчанов, если сравнить стоимость услуг МУП «ВПОПАТ-1» со стоимостью аналогичных работ в других подобных предприятиях, то даже с учетом повышения тарифов ремонтироваться на базе МУП на улице Корнилова все равно намного дешевле. В коммерческих компаниях, занимающихся ремонтом, стоимость услуг в 1,5-2 раза выше, чем в ВПОПАТ-1. Есть и еще один момент – обеспечение безопасности пассажироперевозок.– Автобусы, которые паркуются на территории предприятия, в течение дня перевозят от 60 до 80 тысяч человек. От качества техобслуживания этих автобусов зависит жизнь людей, – говорит Максим Молчанов. – Поскольку МУП несет на себе бремя обслуживания автобусов, его работа должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляют надзорные органы. Кроме того, есть необходимость в запуске полноценного медицинского кабинета, который нужно оснастить современным диагностическим оборудованием. Мы должны точно знать, что водитель выходит на маршрут трезвым и здоровым.По мнению Молчанова, тариф в 600 рублей за час слесарных работ на базе МУП «ВПОПАТ-1» не взят с потолка, а экономически обоснован. Рентабельность в этом случае составит 15 процентов, что позволит хотя бы отчасти провести техническое перевооружение, проводить текущий ремонт, обеспечивать нормальную работу предприятия. Кстати, расположенные на территории «ВПОПАТ-1» производственные и ремонтные помещения доведены предыдущими арендаторами до аварийного состояния, а тарифы на техническое обслуживание, стоянку и мойку автобусов не повышались здесь на протяжении последних десяти лет.Однако руководители автобусных компаний с подобными аргументами не соглашаются, считая, что безопасность перевозок должна оплачиваться из кармана пассажиров. – Затраты на ремонт, стоянку, техобслуживание составляют до 20 процентов от общего дохода, – говорит Владислав Кан, генеральный директор ООО «Ространс-Приморье». – Если сегодня выросли тарифы «ВПОПАТ-1», значит, должна увеличиться и стоимость проезда в автобусах.Аргументы автобусников, в принципе, понятны: рост цен на топливо и запчасти ведет к повышению себестоимости оказываемых услуг. Но, как утверждают в администрации города, узнать реальные финансовые показатели работы автотранспортных предприятий практически невозможно, равно как и количество перевозимых пассажиров: кондуктор и билеты в коммерческих городских автобусах Владивостока – это скорее исключения, чем правила.Показательно, что некоторые руководители автобусных компаний в ходе совещания в администрации пригрозили, что могут перебазировать свои автобусы с территории ВПОПАТ-1 на территорию... трамвайно-троллейбусного управления. А участвовавший в совещании депутат городской думы Вадим Глазунов, не стесняясь, спросил, сможет ли выжить МУП в случае, если все перевозчики разом уйдут к другой обслуживающей организации. В ответ Максим Молчанов заверил депутата и руководителей автобусных компаний, что муниципальное предприятие в этом случае не пропадет. По его словам, принятые за последние месяцы решения уже доказали свою эффективность.Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго...Корреспонденты «В» решили своими глазами увидеть, что из себя представляет сегодня МУП «ВПОПАТ-1», и действительно ли повышение расценок на ремонт автобусов вызвано острой необходимостью. Для этого мы отправились на улицу Корнилова – туда, где базируется предприятие.Увиденное произвело тягостное впечатление... Асфальт на огромной территории предприятия практически отсутствует – его давно смыло ручейками, которые появляются здесь после каждого дождя. Построенное в середине прошлого столетия здание ремонтных мастерских, из-за которых, собственно и возник спор между администрацией и автобусниками, за свою историю капитально не ремонтировалось, поэтому состояние его далеко от идеала: смотровые канавы наполняются водой даже после небольшого дождя, а зимой по огромному зданию вовсю гуляет ветер. По словам рабочих со стажем, при сильном морозе крутить гайки ох как нелегко – пальцы просто деревенеют. Но главная проблема – это крыша здания, которая больше похожа на решето. На ее ремонт по сам скромным оценкам необходима сумма с шестью нулями, но таких денег у МУП сегодня нет. – В ямах постоянно стоит вода, работать приходится по колено в грязи, – рассказывает один из мастеров – Михаил Ключник. – Недавно купили насос, но его мощности недостаточно: воду убираем метлами и совками. – Когда после дождя я берусь за какую-нибудь металлическую деталь, то она бьется током, – говорит сварщик Павел Сердюк, показывая нам подсобное помещение, где ему приходится работать. – Напряжение у нас тут немаленькое – 380 вольт. Работать просто страшно. – Оборудование здесь довольно-таки тонкое. Ему примерно столько же лет, сколько я здесь работаю. А я работаю здесь 35 лет, – горько шутит слесарь по ремонту топливной аппаратуры Владимир Романенко.На его рабочем месте проблемы те же: течет крыша, на стенах и потолке грибок. На полу стоит ведро для сбора дождевой воды. – Все это было списано и сдано на металлолом предыдущими руководителями предприятия. А потом пришлось выкупать станки обратно – работать ведь на чем-то нужно...Но при этом, после возвращения предприятия в муниципальную собственность, перемены к лучшему начались. В ремонтный бокс общей площадью 4 тысячи кв. м. закупили новые огнетушители, как того требовал Госпожнадзор. Обновили оборудование в цехе, где происходит мойка автобусов. Сейчас там стоит современный аппарат, который может навести лоск на автобус всего за пять минут. А раньше приходилось драить автобус чуть ли не швабрами… Кстати, сейчас стоимость помывки автобуса составляет 300 рублей, а еще несколько месяцев тому назад это стоило сущие копейки – 100 рублей. Для сравнения – удовольствие «искупать» небольшой автомобиль типа Nissan X-Trail на любой городской коммерческой автомойке обойдется в среднем в 250 рублей. – Чтобы оплачивать работу людей, которые заняты на мойке автобусов, суммы в 100 рублей с автобуса просто недостаточно. А ведь надо было еще и оборудование обновлять, – говорит директор МУП Артемий Кравцов. – Мы смогли это сделать. Но у нас ведь есть и текущий ремонт: крыша, ворота, стены. Невзирая на проблемы, рабочие цеха – а это около 50 человек – относятся к своим обязанностям очень ответственно. – Люди, которые трудятся здесь, отработали не один десяток лет и отлично знают свое дело. Все автобусы давно стали им как родные: знают, у кого какие неполадки, – говорит Артемий Кравцов. По его словам, в день ремонтируется от 10 автобусов, так что свободных ям почти нет. И это лучшее доказательство того, что автобусный парк Владивостока нуждается в постоянном и качественном техобслуживании. В городе сегодня – порядка 700 автобусов, около 85 процентов из них находится и обслуживается на территории ВПОПАТ-1. Несложно представить, что произойдет с безопасностью автобусных пассажирских перевозок, если коммерсанты уйдут из этого МУП… Впрочем, в то, что подобное может произойти, никто на предприятии не верит. Кстати, в ремонтном цехе нами были замечены и автобусы тех компаний, директора которых на совещании в администрации города грозили отказаться от услуг МУП. На данный момент всем предприятиям, базирующимся на территории МУП ВПОПАТ-1, услуги по ремонту продолжают оказываться по новому тарифу. И все они, за исключением только одного, рассчитываются уже по ним. Утром – деньги, вечером – сервис?Добавим, что некоторые директора транспортных предприятий жаловались на недостаточный уровень сервиса во ВПОПАТ-1. Правда, при этом ни слова ими ни говорилось о сервисе, который поджидает пассажиров внутри автобуса. Курящие водители-матерщинники, немытый салон, поломанные и порезанные кресла городских автобусов давно стали притчей во языцех. Каждый раз, повышая стоимость проезда, автобусные компании обещают повысить качество перевозки пассажиров. Но проходят годы, а сервис остается на прежнем уровне. И уж совсем невесело обстоят дела с дисциплиной водителей. Согласно статистике ОГИБДД УВД по Владивостоку за первое полугодие 2010 года, водители коммерческих автобусов особенно не заморачиваются соблюдением ПДД. Наибольшее количество нарушений ПДД (158 раз) зафиксировано у водителей ООО «Ространс-Приморье», у ВГМК «Экспресс» – 157 нарушений, ООО «Автобизнестур» – 142 нарушения. Стоит ли удивляться в этой связи, что новость о возможном повышении платы за проезд вызвала бурю негодования среди горожан – местные Интернет-форумы полны гневными отзывами о водителях и интерьере курсирующих по Владивостоку автобусов?Конечно, озабоченность руководителей автобусных компаний снижением прибыли можно понять: как-никак, коммерческие структуры должны зарабатывать деньги. Вот только почему техническая исправность коммерческих автобусов должна обеспечиваться ценой убыточности муниципального предприятия или из кошельков горожан?КстатиГубернатор Приморья Сергей Дарькин высказался по поводу перспектив пассажирского транспорта в краевом центре. По его мнению, автобусный парк города нуждается в модернизации.– На маршрутах Владивостока должны появиться комфортабельные автобусы, уровень сервиса в которых отвечает всем мировым стандартам, – отметил губернатор в ходе вчерашней пресс-конференции. – Коммерческие перевозчики должны обратить на обновление автобусного парка особое внимание. Что касается повышения стоимости проезда, то этот вопрос будетактуален лишь тогда, когда у нас появятся новые, современные автобусы.

Автор: Александр САЛКОВ, «Владивосток»