«Неестественные монополии» на техосмотр и автошколы
Приморское УФАС удовлетворило две жалобы на действия краевого УГИБДД
Приморское УФАС удовлетворило две жалобы на действия краевого УГИБДДУправление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Приморскому краю на прошлой неделе вынесло два предписания в адрес краевой ГИБДД. В УФАС сочли, что некоторые решения руководства ГИБДД по Приморскому краю ограничивают конкуренцию в сфере услуг по техосмотру, а также обучению в автошколах. В обоих случаях речь идет о части 1 статьи 15 федерального закона «О защите конкуренции», которая налагает запрет на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию и ставящие участников рынка в неравные условия.Техосмотр не для всехНесколько месяцев назад в Приморское УФАС России обратилась Ассоциация предприятий технического диагностирования автомототранспортных средств Приморского края. В обращении указывалось, что с 2009 года во Владивостоке с пунктов техосмотра, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, были отозваны все государственные инспектора по безопасности дорожного движения, до этого работавшие на ПТО в течение восьми лет. При этом управление ГИБДД УВД по Приморью на основании заключенного с ООО «ВладКонс» договора разместило на ПТО, расположенном по хорошо известному автомобилистам адресу на Командорской, 11 шестерых инспекторов, осуществляющих функции государственного техосмотра. Позже еще трое госинспекторов обосновались на ПТО ООО «ВладКонс», расположенном на проспекте Острякова, 38. Таким образом, пройти государственный техосмотр во Владивостоке стало возможным лишь в РЭО ГИБДД и на двух ПТО, принадлежащих одному юридическому лицу – ООО «ВладКонс».В УФАС сочли, что сложившаяся ситуация ставит ПТО ООО «ВладКонс» и другие ПТО в неравные условия, поскольку на первых возможно не только проверить техническое состояние авто, но и пройти государственный техосмотр в достаточно короткий срок. Рассмотрев все материалы дела и заслушав доводы сторон, комиссия Приморского УФАС России пришла к выводу, что действия УГИБДД привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по техосмотру. В связи с чем УГИБДД УВД по Приморскому краю было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений норм антимонопольного законодательства.Квота на праваТем временем во вторник, 20 июля, антимонопольщики вынесли еще одно предписание в адрес краевой ГИБДД. В срок до 6 августа госавтоинспекция должна отменить введенные ранее ограничения на сдачу экзаменов на водительские права. Поводом для возбуждения этого дела послужило обращение Приморской ассоциации автомобильных школ.Напомним, что весной этого года у выпускников автошкол Владивостока возникли проблемы при сдаче экзаменов в ГАИ. Как рассказал «В» председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев, руководство автошкол города было недовольно двумя изменениями в порядке сдачи экзамена на право управления ТС. Первое – это ограничение числа учащихся автошкол, допускаемых к экзамену в ГИБДД. Второе – решение оставить лишь один экзаменационный маршрут – на Второй Речке, хотя многие курсанты автошкол обучались практическому вождению совсем в других районах Владивостока. Широкий резонанс вызвало и решение ГИБДД проводить повторный экзамен для соискателей водительского удостоверения на автомобиле «Жигули».Неудивительно, что нововведения привели к росту очереди на пересдачу экзаменов.–Если раньше мы могли выпустить человека на повторный экзамен уже через неделю после неудачной первой попытки, то сегодня курсанты, не сдавшие на права с первого раза, записываются на ноябрь, – рассказал Александр Николаев. – Хочу отметить, что практика по ограничению числа допущенных к экзамену имеет место лишь в Приморье.В то же время представители ГИБДД уверены, что причиной плохих результатов является низкое качество подготовки водителей в автошколах, а изменения в процедуре приема экзамена вызваны объективными причинами.–Правила сдачи квалификационных экзаменов и допуска к ним определены законодательством. Что касается Владивостока, то решение об изменении графика приема экзаменов было принято с учетом сокращения личного состава РЭО, а выбор автодрома РОСТО для приема первого этапа экзамена обусловлен тем, что инспектор может добраться до него быстрее, чем до остальных, – прокомментировал ситуацию и. о. начальника отдела АТИ и РЭР УГИБДД УВД по Приморью подполковник милиции Иван Палатовский. – Напомню, что ранее штатная численность экзаменационного подразделения здесь составляла 17 человек. Это позволяло инспекторам принимать экзамены во всех автошколах города. Однако после реорганизации подразделения число экзаменаторов сократилось более чем вдвое. И сейчас они не могут позволить себе потерять полдня, чтобы добраться до автодрома той или иной автошколы, принять экзамен у курсантов, а затем оформить водительское удостоверение. Что касается «Жигулей», то этот автомобиль наше управление получило по федеральной программе. Да, он оснащен механической коробкой передач, но ничего противозаконного в этом нет.В то же время начальник УГИБДД УВД по Приморью Александр Лысенко ратует за скорейшее введение видеофиксации экзамена на права, которая позволит полностью исключить субъективный фактор.–Главная задача сегодня – подготовить такой автодром, который бы исключил контакт инспектора и будущего водителя. Последний должен сесть и поехать, а все нарушения правил будут фиксироваться видеокамерой. Выполнил предъявляемые программой требования – получай водительское удостоверение! – считает Александр Викторович.Однако антимонопольная служба в итоге все же встала на сторону автошкол. По словам начальника отдела контроля органов власти УФАС по Приморскому краю Сергея Бессонова, специалисты антимонопольного ведомства проверили все аргументы, содержащиеся в обращении ассоциации. А итоговое решение Приморского УФАС было следующим: вынести предписание УГИБДД УВД по Приморью об отмене ограничений по допуску к сдаче экзаменов на право управления ТС.Стоит добавить, что в ходе рассмотрения дела представителями автошкол был озвучен факт о том, что в результате введенных ГИБДД необоснованных ограничений данные учреждения понесли убытки. В связи с этим, как отметил председатель правления Приморской ассоциации автошкол Александр Николаев, не исключено, что автошколы потребуют от краевой ГИБДД компенсации нанесенного им экономического ущерба.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»