Куросава подарил Юрию Соломину тигра

Русский актер помог японскому режиссеру получить «Оскар»

16 июнь 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2747 от 16 июнь 2010
Русский актер помог японскому режиссеру получить «Оскар»Таких актеров, у которых благородство и интеллигентность, как говорится, написаны на лице, в нашем кино всего трое – Олег Стриженов, Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин. И хотя Юрий Мефодьевич сыграл в кино особ дворянского происхождения меньше остальных, по-другому его не воспринимаешь – он аристократ!В кабинете художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина – старинная мебель с позолотой, благородного малахитового цвета стены. Самая подходящая обстановка! В гости к знаменитому артисту мы пришли накануне его 75-летия.– Зеленый – традиционный цвет нашего театра, – говорит Юрий Мефодьевич. – А еще – синий и желтый. Малому театру больше 250 лет, однако он до сих пор оформляется в этих цветах. Традиции, доказавшие за многие годы свою необходимость, надо беречь.Может, именно за эту приверженность традициям английская королева выбрала Малый театр…Королевский подарокНад столом Юрия Соломина висят фотографии, на одной он – с королевой Великобритании Елизаветой Второй.– Королева Елизавета приезжала в Москву в 1994 году и выбрала наш театр местом встречи с дипломатическим корпусом, – рассказывает Юрий Соломин. – Мы думали: что же ей подарить? Тогда безденежье было… Кому-то пришла идея преподнести высокой гостье палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Мы заказали ее хорошему мастеру, и, когда прощались с королевой, я ей вручил наш презент. Она удивленно посмотрела, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. И где-то из второго ряда пожилой человек – видно, из старых русских – меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки?». Прошло две недели, мне приходит конверт от королевы, а там – ее портрет и автограф…Юрия Соломина на должность художественного руководителя избрал коллектив в 1988 году – впервые за историю старейшего театра. А потом уже его кандидатуру утвердили в правительстве СССР – страны, которой уже нет.– Вот теперь не знаю, кто будет увольнять, – смеется Юрий Мефодьевич…Старый приемЕвгений Ташков, режиссер «Адъютанта его превосходительства», увидел Юрия Соломина в фильме «Сильные духом» о Великой Отечественной войне, где тот сыграл немецкого разведчика Геттеля.– Когда играешь отрицательного героя, надо найти в нем положительные качества, показать его сильные стороны. Встречаются две личности: наш разведчик и враг. Побеждает наш, но кого? Очень умного и хитрого противника. Значит, наш еще лучше!В фильме «Сильные духом» он играл майора Геттеля именно так. И даже придумал фразу, за которую сына Марлена Хуциева выгнали из школы…История такова: по сюжету Геттель, понимая, что судьба Германии решена, ищет выход на своих коллег из других разведок. И, встретившись с главным героем – советским разведчиком Кузнецовым, говорит о неком Гюнтере, который мог бы стать посредником. Кузнецов бросает в ответ: «Вы меня ловите, Геттель, это старый прием».– А я отвечаю по сценарию: «Прием действительно старый, – и добавляю от себя: «Но Гюнтер есть». Эта фраза родилась случайно, но она указывала на ум и изворотливость моего героя, и Марлен Мартынович, который был художественным руководителем картины, оставил ее в фильме. А лет через пять встречаю Хуциева и он вдруг говорит: «Юрий, меня из-за тебя в школу вызывали!» – «Что такое?» – «Сын набедокурил, учительница ему говорит: «Это старый прием», а он ей: «Прием действительно старый, но Гюнтер есть». «Какой Гюнтер? При чем здесь Гюнтер? Вон из класса и без отца не приходи!». Вот такая получилась история…Адъютант фортуныВ фильм «Адъютант его превосходительства» режиссер Евгений Ташков пригласил Соломина на второстепенную роль.– На роль капитана контрразведки Осипова меня утвердили без проб, – вспоминает Юрий Мефодьевич. – А потом Евгений Ташков убедил меня попробоваться в роли Кольцова. И ему надо было иметь большое мужество, чтобы доказывать худсовету правомерность такого решения, – тогда ведь был определенный типаж для героев-коммунистов. Я снимался под его личную ответственность и в протоколах «Мосфильма» до сих пор значусь как неутвержденный артист. Но Ташков доказал свою правоту. Этот фильм – один из первых, где белые и красные были на равных – по своему отношению к судьбе, к Родине… И он до сих пор любим зрителем.Это был первый телефильм, получивший Государственную премию, – именно после его выхода на экраны актер проснулся всесоюзно знаменитым.Выбор КуросавыАкира Куросава еще в 30-е годы прочел книгу исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» – об охотнике, ставшем для него проводником – и с тех пор вынашивал замысел фильма. И даже начал работу в Японии, но вскоре понял, что снимать нужно на родине Дерсу – в Приморском крае – и с местными актерами. В начале 70-х в Москве на Международном кинофестивале он получил предложение директора «Мосфильма» Николая Сизова снять фильм в СССР и с радостью взялся за работу. На роль Дерсу Узала режиссер выбрал тувинского актера Максима Мунзука.Когда Акира Куросава выбирал актера на роль Арсеньева, он, не зная русских артистов, захотел посмотреть какие-нибудь киноработы возможных претендентов.– У Куросавы на картине «Дерсу Узала» работал гример фильма «Адъютант его превосходительства» Павел Калинин. Он предложил японскому режиссеру посмотреть этот фильм. Куросаве принесли первые две серии, он посмотрел – и попросил показать остальные три. После чего вопрос обо мне был решен…Рюкзак АрсеньеваКиноэкспедиция отправилась в места, где происходит действие книги «Дерсу Узала» – в город Арсеньев, названный в честь автора книги и расположенный в предгорьях Сихотэ-Алиня в 160 километрах от Владивостока. Съемки на натуре длились девять месяцев. За это время Юрий Соломин лишь раз слетал в Москву, чтобы увидеть семью. С Дальнего Востока он присылал жене Ольге Николаевне письма, а дочери Дарье – «сувениры»: диковинных бабочек, божьих коровок размером с ноготь.– Однажды из-за этих огромных божьих коровок мы не могли снимать, – вспоминает Юрий Мефодьевич. – Приехали в тайгу, а там – миллиарды этих насекомых, бьются в стекла автобуса тучами!Акира Куросава к актерам и съемочной группе относился с уважением. Считал нужным все объяснить: как он будет снимать, какими камерами, с каких ракурсов, сам делал эскизы будущих кадров и показывал их. Однако поблажек актерам не давал. Снимались и в лютый мороз, и в жару, атакуемые полчищами комаров и мошкары. А в рюкзак Арсеньева, который должен был носить Юрий Соломин в фильме, складывал все вещи, описанные путешественником:– Я с трудом отрывал этот рюкзак от земли, – вспоминает Юрий Мефодьевич.Встреча с тигром– Главный герой в этом фильме – природа. А тигр – одно из главных действующих лиц. Специально для съемок отловили в лесу тигренка, назвали Артемом. Мы с Максимом Мунзуком подкармливали его, приручали. Когда настало время сниматься с тигром, Артем вырос в устрашающего зверя. По фильму мы должны были встретиться с ним на лесной тропе. Сделали так: выкопали ров с водой и замаскировали его травой – охотники уверяли нас, что тигр не прыгнет в воду и не подойдет к нам близко, а кадр будет выстроен так, будто мы встретимся вблизи. И что вы думаете? Тигр прыгнул в воду и поплыл к нам! Охотники, которые стояли наготове с вилами, принялись его отпихивать к другому берегу. Артем стал задыхаться, у него из носа пошла кровь… В общем, мы видеть это не могли. Подошли к Куросаве и сказали, что не хотим мучить животное и сниматься не будем. И он отменил эту съемку. Сцену сняли в московском павильоне с дрессированным тигром Вальтера Запашного, который снимался еще в «Полосатом рейсе»…Звездный часФильм «Дерсу Узала» стал событием. Его купили сразу сто стран – в то время это было рекордом. Он получил массу престижных наград. Среди них – премия Американской академии киноискусств «Оскар» как лучшему иностранному фильму. К сожалению, ни Максим Мунзук, ни Юрий Соломин на церемонии не были – им даже не сообщили о том, что картина с их участием номинируется на «Оскар».– Первое время я обижался на наших чиновников за то, что они украли у меня мой звездный час, – говорит Юрий Соломин. – А потом в Японии мне довелось увидеть и даже подержать в руках ту самую статуэтку...Дар генияЕсть у Юрия Соломина подарок, который он ценит даже выше королевского.– Свой день рождения в 1974 году я встречал в тайге на съемках, – говорит Юрий Мефодьевич. – Куросава накануне сутки не выходил из своего номера в гостинице.Японцы говорят: «Он что-то тебе готовит». Через сутки он вышел с картиной, на которой изображена голова тигра, и подпись: «Соломин Юрий Мефодиевич сан, Акира Куросава. 18 июня 1974». Куросава ведь окончил Академию художеств и вот ради меня решил тряхнуть стариной… За 75 лет это самый дорогой подарок мне на день рождения…