Купить «техосмотр»
Во Владивостоке за первые три месяца 2010 года сотрудниками госавтоинспекции и УБЭП УВД по ПК выявлено около 400 диагностических карт, оформленных фиктивно, то есть без реального технического контроля автотранспорта во время прохождения государственного технического осмотра.
Во Владивостоке за первые три месяца 2010 года сотрудниками госавтоинспекции и УБЭП УВД по ПК выявлено около 400 диагностических карт, оформленных фиктивно, то есть без реального технического контроля автотранспорта во время прохождения государственного технического осмотра. Эта удручающая и многоговорящая статистика – из отчета о проделанной работе сотрудниками группы УГИБДД УВД по ПК по проверке пунктов технического осмотра (ПТО) на территории Приморского края. На прошлой неделе корреспондент «В» совместно с капитаном милиции Кириллом Тихоновым и инспектором по розыску МОГТО и РАС ГИБДД № 1 по ПК капитаном милиции Надеждой Ковалевич участвовал в плановых проверках ПТО в Первореченском и Первомайском районах Владивостока.
Регламент – по барабануПроверки технического состояния ПТО – не блажь и не отхожие промыслы гибдэдэшников, как комуто может показаться, а их прямая обязанность. Мы привыкли видеть инспекторов ГИБДД на дороге с полосатыми палочками или с радарами в руках. И даже не догадываемся, что именно за госавтоинспекцией согласно п.15.4 «Наставления по техническому надзору ГИБДД…» закреплен контроль качества работ ПТО, диагностирующих техсостояние автотранспорта при государственном техническом осмотре. Существует даже специальный порядок проведения техосмотра, установленного постановлением правительства РФ № 880 от 31 июля 1998 года. Где черным по белому написано, что проверка технического состояния автомобилей должна проводиться не абы как, не лишь бы где и только подготовленными специалистами. То есть для качественной диагностики всех узлов современного автомобиля ПТО должны быть укомплектованы соответствующими приборами и оборудованием. Чтобы по нашим дорогам бегало как можно меньше неисправных машин и, соответственно, было как можно меньше ДТП по их вине. Между тем сегодня во Владивостоке из 22 действующих ПТО автотранспорта 15 функционируют с грубейшими нарушениями предъявляемых к ним требований. Более того, за 12 лет существования постановления № 880 в Приморье, в том числе и во Владивостоке, не был создан ни один государственный пункт технического осмотра автомобилей! Где бы граждане, получая заветный талон технического осмотра, платили только государственную пошлину за его выдачу. И все! Не неся иных затрат. Для бюджета России выгода здесь налицо: только во Владивостоке в 2009 году прошло государственный техосмотр 167 673 машины! И цифры эти с каждым годом растут, невзирая на кризис и увеличение таможенных пошлин. Можете представить, какие деньги крутятся вокруг ПТО! В реальности же все 22 ПТО во Владивостоке – частные, и практически все входят в Ассоциацию предприятий технического диагностирования автомототранспортных средств Приморского края. (Всего в крае 64 ПТО. – Прим. авт.) Ассоциацию курирует КГУ «Примгосавтонадзор», контора, созданная специально для этих целей, а также для реализации своим подопечным диагностических карт по 33 рубля за штуку. По странному совпадению и ассоциация, и КГУ «Примгосавтонадзор» зарегистрированы по одному и тому же адресу: город Владивосток, улица Бородинская,12, что наводит на определенные мысли. Впрочем, вернемся к нашему рейду. Техосмотр – бизнес перспективный…ПТО на улице Руднева, 14 нет в «черном» списке госавтоинспекции. Хотя в свое время его руководитель также получил строгое предписание «о несоответствии». По словам капитана милиции Кирилла Тихонова, «критика и советы здесь были восприняты адекватно, недостатки устранены, и сегодня ПТО работает от рассвета до заката». В чем мы убедились воочию. На дворе было далеко за полдень, а перед воротами в ПТО очередь из машин не иссякала, одни авто уезжали, другие приезжали. – Конечно, здесь еще далеко до идеала, к примеру, у работников нет единой спецодежды и они практически ничем не отличаются от клиентов. Но, я думаю, это временное явление, – говорит капитан милиции Кирилл Тихонов. Стоящий возле нас работник ПТО, судя по всему, местный начальник, с Тихоновым соглашается: «Все сделаем, командир, как и обещали!». – Скоро запустим вторую диагностическую линию, и проходимость увеличится в два раза. Расширяем помещение для сотрудников, будут два окна приемавыдачи документов. Ворота поставим новые, чтобы большегрузы проходили и зимой было тепло. Как говорится, все для блага клиентов, – улыбается местный начальник, по всему, хваткий товарищ. Он понимает, что техническая диагностика – бизнес перспективный: государственный технический осмотр длится круглый год. А это живые деньги! …Полукруглый металлический ангар со смотровой ямой на территории бывшего таксопарка на Чуркине – это еще одна точка нашего маршрута. Помещение ПТО небольшое, зато достойно оснащено диагностическими приборами: газоанализатором, шумомером, установкой для проверки тормозной системы, приборами для настройки оптики и т.д. Замечаю, что капитан чемто недоволен. Оказывается, в ангаре стоял мотоцикл! – Постороннему транспортному средству здесь не место, – Тихонов делает замечание работнику ПТО, и двухколесная машина тут же оказывается на улице. Иных претензий к работе этого ПТО у него нет, и мы двигаемся дальше. Машина – не девка. Но щупать ее надо!…Из всех проверенных нами ПТО самое благостное впечатление произвел ПТО «Командор», что на улице Командорской, 11. Огромное светлое помещение с двумя диагностическими линиями, вооруженное современным оборудованием, импортным и отечественным, может обслуживать до сотни машин в день – от легковых до большегрузов и автобусов. В помещении почти стерильно и никакого запаха отработанного горючего. Все специалисты в фирменной униформе, как в рекламных буклетах, будто специально подготовились к визиту «ревизоров». Но в «Командоре» о проверке ничего не знали, чистота и аккуратность здесь – норма жизни.Представитель ПТО с явным удовольствием наблюдал, как я фотографировал процесс диагностики авто. Контролеры осматривали автотранспорт не спеша, без суеты и, как мне показалось, слишком медленно. Между тем все делалось в соответствии с регламентом, каждой машине уделялось не менее 30 минут. А по нормативу, к примеру, проверка легкового автомобиля с бензиновым двигателем со сроком службы более 10 лет должна составлять 41, 4 минуты. – Водители тоже поначалу нервничали и требовали побыстрее провести осмотр, мол, чего мою машину смотреть и щупать, не девка, я и так регулярно слежу за ее техсостоянием. А после диагностики благодарили, узнав о своем железном коне много нового, – рассказывает начальник смены «Командора». По его словам, все машины независимо от года рождения при наших дорогах должны проходить диагностику раз в полгода. Для них техосмотр должен быть таким же обыденным делом, как для нормального человека профилактический визит к стоматологу. На деле же мы обращаемся на СТО, когда жареный петух клюнет. Кстати, на практике на многих ПТО осматривают транспортные средства от двух до восьми минут или вообще выдают (читай: продают) диагностические карты без осмотра машин! Время – деньги! Естественно, ни о каком качестве диагностики, а также о безопасности авто и его водителя здесь и речи быть не может. Сплошной формализм и очковтирательство. Так, по данным ГАИ и УБЭП УВД по ПК, только во Владивостоке в I квартале 2010 года выявлено около 400 «липовых» диагностических карт. Всего в крае – более 600. Как правило, «липа» всплывала в МРЭУ во время осмотра машины инспектором, хотя владельцы авто были уверены, что отдавали деньги нечистоплотным коммерсантам на ПТО (от 5 до 7 тысяч рублей) за «правильный» документ. Как стало известно «В», по фактам фальсификации диагностических карт проводится проверка в порядке ст.144145 УПК РФ на предмет возможного возбуждения уголовного дела по признакам ст. 204 УК РФ «коммерческий подкуп». Деньги против разрешенияНа этом благостное настроение репортажа заканчивается. Поскольку большинство остальных владивостокских ПТО можно было назвать таковыми лишь с бооольшой натяжкой, мы даже не стали тратить на них время. По информации госавтоинспекции, на некоторых ПТО отсутствуют газоанализаторы, шумомеры, специальные штангенциркули, нет даже смотровых ям и подъемников! Более того, хозяева этих ПТО, попавших в «черный» список ГИБДД, даже не собираются оснащать свои точки современными (и дорогими) приборами и оборудованием. Их такая жизнь устраивает, поскольку деньги можно делать из воздуха. По словам сотрудников правоохранительных органов, «они не желают финансово напрягаться, потому что понимают: автомобилисты все равно к ним придут на диагностику за неимением выбора». И все эти ПТО, если верить документам, прошли конкурс, который регулярно проводит комиссия администрации края. При этом, по словам инспекторов госавтоинспекции, техническое оснащение ПТО членами комиссии никогда не ставилось во главу угла. Основным критерием при получении ПТО разрешения на работу с автотранспортом было согласие на отчисление части прибыли от своей деятельности (10 процентов) Ассоциации ПТО. Фактически ПТО можно было зарегистрировать хоть в чистом поле, хоть на квартире, главное – плати «оброк». Прикрытие гарантируется. Но тайное всегда становится явным. Так, на улице Леонова, 54а инспектора госавтоинспекции выявили ПТОфантом, который был «прописан» по этому адресу. В реальности же его там не было. Что привело к срыву графиков прохождения технического осмотра автомашин по Фрунзенскому району Владивостока. В крае было зафиксировано несколько подобных примеров с аналогичным исходом, деюре пункты активно функционировали, реализуя автомобилистам диагностические карты, дефакто – они в природе никогда не существовали. Интересно, что по этому случаю скажут члены конкурсной комиссии? А также прокуратура Приморского края? …По данным ГИБДД по ПК, в этом году количество заявок от хозяев ПТО на участие в конкурсе на право проведения технического осмотра автотранспорта не уменьшилось, наоборот, даже увеличилось до 66: «кормчие» места как всегда в цене. При этом заявки подали даже ПТО из «черного» списка госавтоинспекции, в том числе и уличенные в торговле диагностическими картами. Некоторые проштрафившиеся, чтобы проскочить к «кормушке», даже переименовались, очевидно, надеясь на покровительство вышестоящих структур. Действительно, зря, что ли, им платили за спокойствие? Информация к размышлениюКак стало известно «В», следственным комитетом при прокуратуре Первореченского района города Владивостока возбуждено уголовное дело против некоторых руководителей КГУ «Примгосавтонадзор» по факту их хозяйственной деятельности. В том числе и по фактам нецелевого использования служебных машин. Мы будем следить за ходом расследования. Автор выражает признательность за помощь в подготовке публикации прессслужбе УВД по ПК, а также ГИБДД по ПК.Автор: Сергей КОЖИН