Как бы не пролететь...
Депутаты Законодательного Собрания Приморья подписались под обращением к председателю правительства РФ Владимиру Путину о передаче контрольного пакета акций ОАО «Владивосток Авиа» краевой администрации. Таким образом парламентарии поддержали инициативу главы края Сергея Дарькина в намерении добиваться контроля над крупнейшим региональным авиаперевозчиком. Впрочем, потенциальный владелец авиакомпании – «Аэрофлот» может и сам отказаться от убыточного предприятия.
Депутаты Законодательного Собрания Приморья подписались под обращением к председателю правительства РФ Владимиру Путину о передаче контрольного пакета акций ОАО «Владивосток Авиа» краевой администрации. Таким образом парламентарии поддержали инициативу главы края Сергея Дарькина в намерении добиваться контроля над крупнейшим региональным авиаперевозчиком. Впрочем, потенциальный владелец авиакомпании – «Аэрофлот» может и сам отказаться от убыточного предприятия. Напомним, контрольным пакетом «Владивосток Авиа» («ВладАвиа») владеет госкорпорация «Ростехнологии». Воздушные суда под приморским брендом летают из Владивостока в Москву, Петербург, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Якутск, Ниигату, Пекин, Пусан, Сеул, Токио, Харбин, Ханой и в два населенных пункта Приморья. По данным менеджмента предприятия, «Владивосток Авиа» занимает в рейтинге авиакомпаний России восьмое место. В авиакомпании работают более 2,3 тыс. человек, в 2009 году она заплатила 448 млн рублей налогов и взносов во внебюджетные фонды. Между тем правительство РФ приняло решение о передаче «Владивосток Авиа» под контроль «Аэрофлота», а наблюдательный совет госкорпорации на заседании 29 апреля одобрил соглашение с ОАО «Аэрофлот» о передаче авиаперевозчику авиационных активов. – В связи с этим гендиректор «ВладАвиа» Владимир Сайбель обратился в антикризисную комиссию Законодательного Собрания со своими опасениями по поводу дальнейшего развития и сохранения успешной компании, – напомнил историю вопроса депутат-единоросс Леонид Премингер. – Руководство предприятия попросило нас обратиться к Владимиру Путину за тем, чтобы акции, находящиеся в распоряжении «Ростехнологии», были переданы в оперативное управление администрации Приморья. По мнению губернатора и депутатов, передача 52,16 процента акций авиакомпании в оперативное управление краевой администрации позволит сохранить «социальную функцию предприятия по транспортному обслуживанию населения» и удержать цены на билеты. Они полагают, что в этом случае краевая администрация сможет влиять не только на формирование маршрутной сети, но и на управление компанией, участвовать в модернизации парка самолетов. Если же «ВладАвиа» достанется «Аэрофлоту», то край лишится крупного налогоплательщика. – Приморье – лакомый кусок для «Аэрофлота», потому что это выход в Азиатско-Тихоокеанской регион. В случае передачи контрольного пакета «ВладАвиа» «Аэрофлоту» будут закрыты невыгодные местные пассажирские авиасообщения, – считает депутат Леонид Премингер. – «ВладАвиа» предоставила нам антикризисную программу, которая предусматривает развитие сети внутри региона и края. Депутат-эсэр Александр Ермолаев сомневается в целесообразности и компетентности этой программы. «Стоит подумать о последствиях, – призвал коллег оппозиционный парламентарий. – Стратегия государства такова, что оно уходит от участия в управлении экономикой, а мы пытаемся приобрести акции авиапредприятия. Чистая прибыль («ВладАвиа») в 39 миллионов рублей, по итогам прошлого года для авиакомпании – это крохи, супермаркет получает большие суммы. А 2008 год она и вовсе закончила с убытком в 432 миллионов рублей. В первом квартале этого года потери «ВладАвиа» составили уже 612 миллионов рублей». По мнению Ермолаева, если краевая администрация заберет акции, то вынуждена будет взвалить на себя проблемы и убытки «ВладАвиа», придется дотировать местные авиаперевозки, выплачивать работникам зарплату и т.д. – Откуда у депутата Ермолаева такие цифры? – возмутился Леонид Премингер. – Прибыль компании в 2009 году составила 536 миллионов рублей, на бюджет края дополнительная нагрузка не ляжет, к тому же, передача пакета подразумевается на безвозмездной основе. Судьба предприятия волнует не только главу края и депутатов, но и полпреда в Дальневосточном Федеральном округе (ДФО) Виктора Ишаева. В сентябре 2009 года на совещании в Южно-Сахалинске Ишаев поддержал предложение губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и гендиректора ОАО «Сахалинские авиатрассы» (САТ) Константина Сухоребрика о создании единой авиакомпании Дальнего Востока. Последний на совещании отметил, что в ДФО базируется несколько небольших авиаперевозчиков, имеющих в распоряжении по 4-5 самолетов. Некоторые из них, не выдерживая конкуренции, закрываются. По мнению Сухоребрика, в перспективе САТ могла бы стать базовой авиакомпанией для создания единого межрегионального перевозчика округа. А в конце апреля инициатива обсуждалась на совещании в полпредстве с участием заместителей глав субъектов Федерации Дальнего Востока, руководителей САТ, «Владивосток Авиа», ФГУ «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие», ФГУП «Чукотавиа», авиакомпания «Восток», КГУП «Хабаровские авиалинии», ООО «Амурские авиалинии» и ОАО «Хабаровский аэропорт». – Создание региональной авиакомпании, которая работала бы на интересы округа – идея хорошая, но подробности намерений полпреда пока не известны, – признает лидер фракции КПРФ в Заксобрании Владимир Беспалов. – Между региональными авиакомпаниями существует жесткая конкуренция, и сейчас остро стоит вопрос в том, кто будет во главе будущей региональной компании. Было бы правильно, если бы Приморье, завладев контрольным пакетом «ВладАвиа», возможно, упразднив ее, на этой базе создало единую Дальневосточную авиакомпанию. Поддержка Заксобранием инициативы губернатора Дарькина не дает ясного ответа, кто и что убедит госкорпорацию добровольно и безвозмездно передать акции администрации. Ответ на это вопрос косвенно можно найти в интервью информагентству гендиректора «Аэрофолот – Российские авиалинии» Виталия Савельева. «Мы их можем отказаться брать, если мы не видим смысла в этой компании – она ничего не приносит кроме убытков... Это будут решать акционеры, но мы как менеджеры тоже в этом участвуем», – сказал Савельев. – Я хочу до конца понимать масштаб бедствия, чтобы принимать осознанные решения по той или иной компании, что делать с ними дальше». По данным компании, в 1 квартале 2010 года ОАО «Владивосток Авиа», в самом деле, получило убыток в размере 650,9 тыс. руб.
Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА