Музыканты сыграли... на стекле

Знаменитый танец феи Драже никогда еще не звучал столь волшебно. Меж тем на сцене Большого зала Приморской филармонии не было ни струнных, ни духовых инструментов, не было даже рояля! «Хрустальное трио» – уникальный ансамбль музыкантов, выступивших во Владивостоке, играет… на стекле.

27 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2736 от 27 май 2010
b99e0e25b7532ff865d6ff3c26a55fe3.jpg Знаменитый танец феи Драже никогда еще не звучал столь волшебно. Меж тем на сцене Большого зала Приморской филармонии не было ни струнных, ни духовых инструментов, не было даже рояля! «Хрустальное трио» – уникальный ансамбль музыкантов, выступивших во Владивостоке, играет… на стекле.В состав трио (ансамблю уже почти 10 лет) входят три инструмента: 36 бокалов, на дне которых немного воды, – это стеклянная арфа, играет на ней Игорь Скляров; веррофон – инструмент из стеклянных колб, недавнее изобретение немецкого музыканта, играет на нем Владимир Попрас; и пан-флейта – уникальный инструмент, который изготовил играющий на нем Владимир Перминов…– Мы не изобретали ничего нового и необычного, – многие композиторы, к примеру, Моцарт, писали музыку для стекла. Мы ведь не на пустом месте начинали, не мы это придумали, на стеклянных инструментах играли в Европе десятки лет – в 1742 году был сыгран первый концерт. Просто потом они словно ушли в сторону, а мы о них вспомнили. Начинали мы на самых обыкновенных стаканах и бокалах, трубках, обрезанных по высоте… Это сегодня уже наладили сотрудничество с заводом в Гусь-Хрустальном, с немецким мастером Сашей Рекертом, и играем на очень дорогих, специально сделанных инструментах, вот, к примеру, каждый бокал в моей арфе – около сотни евро… Если сравнить со скрипками, то наши инструменты – это как скрипки Страдивари. Именно с новыми инструментами мы стали позволять себе делать сложные аранжировки, исполнять непростые вещи, экспериментировать больше. Есть немало произведений, которые на стеклянных инструментах, как нам кажется, звучат даже лучше, чем на рояле. К примеру, «Музыкальная шкатулка» Лядовой, многие вещи Вивальди. Или произведения русских классиков – Чайковского, Мусоргского… Если есть некая аура сказочности, романтики, снежности в музыке, в стекле она будет звучать замечательно. Играем мы и Баха, кстати.«Хрустальное трио» владивостокской публике подарило и Баха, и Мусоргского, и немало других произведений. Ведь этот коллектив давно приобрел мировую известность! Музыканты записали диск вместе с Борисом Гребенщиковым, часто играют с лучшими солистами и симфоническими оркестрами мира, а несколько лет назад выступили в Венеции на площади Сан-Марко с Дэвидом Гилмором, знаменитым музыкантом из «Пинк Флойд». – Как же вы с такими хрупкими инструментами летаете по всему миру?– О, мы уже набили руку в перевозке, – улыбается Игорь Скляров. – Специальная упаковка, кофры, в моей арфе каждый стакан упаковывается отдельно. Был у меня печальный случай, когда однажды во время перелета из Европы в Дубай разбились 10 стаканов… Это случилось уже после событий 11 сентября 2001 года, когда в салон перестали разрешать брать стекло. Вообще разного рода казусов во время гастролей происходит немало. В Японии, например, слушатели заглядывали все время под инструменты – искали, где же у нас спрятан магнитофон.– Да, поверить, что так звучит простое стекло, нелегко. Вы так легко прикасаетесь к инструментам, кажется, что играете, словно поглаживая…– О нет. Давление на бокалы стеклянной арфы довольно сильное, это только кажется, что я ее едва касаюсь. Самое главное – все время должны быть влажными пальцы, сухими звук не извлечешь. И еще в сырую погоду, когда атмосферное давление падает, бокалы могут перестать звучать… – Это только на первый взгляд наши инструменты такие легкие, – говорит Владимир Попрас. – А на самом деле вместе с кофрами весят почти 75 килограммов. А играть на пан-флейте – вообще тяжелый труд. Чтобы извлечь нижние ноты, нужно два литра воздуха выдохнуть. Так что легкие нужны здоровые, профессиональные. У нас был до Володи Перминова флейтист, так он после 15 минут концерта просто в обморок на сцене падал. Полгода проработал – и ушел. Нагрузки организм не выдержал. Флейтист Владимир Перминов только загадочно улыбался в ответ на вопрос, как же ему удается извлекать из пан-флейты такие нежные звуки. Владимир – музыкант уникальный. Он играл и на барочной флейте, и на жалейке, учился в академии старинной музыки в Инсбруке. Его партнеры по трио – Игорь Скляров и Владимир Попрас окончили консерваторию по классу баяна. Но сердца их давно отданы именно стеклянным инструментам…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ