Моряк на распутье
Столетний юбилей Владивостока был отмечен в том числе и возведением ростральной колонны на въезде в город, а 150-летний – ее капитальной реставрацией.
Столетний юбилей Владивостока был отмечен в том числе и возведением ростральной колонны на въезде в город, а 150-летний – ее капитальной реставрацией.Жители приморской столицы и края интересуются судьбой этого монумента, ставшего визитной карточкой не только Владивостока, но и всего региона. Многие даже предполагают, что его передвинут куда-нибудь в район Артема, где сейчас ведется строительство международного аэропорта, – город-то, получается, раздвигает свои границы. Хотя в Санкт-Петербурге ростральные колонны являются неотъемлемой частью стрелки Васильевского острова.Возможно, и наш памятник окажется на стрелке дорог.Ростральная колонна не собирается становиться пятойВ пригороде Владивостока сегодня даже самые бывалые могут заблудиться. Казалось бы, в двух соснах это сделать трудно, но строительство объектов саммита АТЭС-2012 – это не только возведение корпусов Дальневосточного федерального университета на острове Русском, наведение мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор-Восточный, но и сооружение федеральных трасс и реконструкция существующих дорог. Все эти работы до неузнаваемости изменили местность, которая ранней весной напоминала лунный пейзаж – по обочинам дорог из потревоженной земли торчали только голые пеньки.Многие горожане сравнивают сегодняшние преобразования в городе со строительством Большого Владивостока. С позиции сегодняшних дней сложно судить, как жили люди на той стройке, но корреспонденты «В» по дороге на въезд в город несколько раз объезжали участки старой реконструируемой трассы и наконец достигли конечной цели своего путешествия. Место, где располагается сам памятник, находится на 28-м километре федеральной трассы, сегодня это открытая площадка. Вот только пока здесь гравия и асфальта больше, чем зелени. Сотрудники ГИБДД обеспечивают безопасность движения. У самого памятника установлен знак «пешеходный переход», но пока у монумента людей немного. С одной стороны проходит оживленная трасса М-60 Владивосток – Хабаровск, а с другой – новая строящаяся дорога из аэропорта, специалисты обещают, что в недалеком будущем по ней мы сможем за 40 минут добраться от здания аэровокзала до острова Русского. – Наш участок – от магазина «Лето» и до 95-го пикета, то есть до стелы, – рассказал мастер Александр Легконогов. – Мы пока временно приостановили работы в районе колонны ввиду отсутствия проектной документации. Дорога здесь уже отсыпана в черновом варианте. Чтобы ее заасфальтировать, потребуется немного времени.Как выяснилось, за памятником будет проходить развязка не двух, а трех дорог: основной трассы (старой дороги), магистрали из аэропорта и ответвления к станции Весенняя, или, как принято называть ее, на Промзону. Первоначально был запланирован вариант развязки в двух уровнях.– Хочу успокоить новобрачных, которые по традиции приезжают к въездной колонне, – продолжил Александр Сергеевич, – что никто ее не собирается передвигать, а тем более переносить. Со временем здесь появятся тротуары для пешеходов, площадка для парковки автомобилей, предусмотрены остановки общественного транспорта. Молодожены из Артема смогут проехать с ветерком по скоростной трассе, а у самого памятника им необходимо будет перестроиться в другой ряд, чтобы выехать на федеральную трассу, и только потом сделать запланированную остановку.Пока на въезде весьма неуютно. На месте зеленого массива, который находился за Ростральной колонной – участок новой скоростной трассы. На ней лежат строительные конструкции, которые, по всей видимости, будут запечатлены на свадебных фотографиях, а нынешние молодожены потом, глядя на них, будут рассказывать своим детям и внукам о строительстве Большого саммита в городе.Кстати, на банкноте, которую выпустил Центробанк России в 1995 года, был изображен не только вид на порт Владивосток, но и верхняя часть колоны – корабль «Манджур». Не пережившая деноминации купюра канула в лету после 1 января 1998 года. Хотя памятник не раз увековечивали на почтовых конвертах, открытках и даже марках. Одна из первых морок с видом стелы и фигуры стоящего моряка была издана в 1972 году по случаю векового юбилея освобождения Приморья от интервентов и белогвардейцев. Попали под нож экскаватораХотя, будет что рассказать и жителям пригорода. Это строительство ведется не только по необжитым территориям. Также как и горожане, которые «попали под мост» и вынуждены были переселяться на новые места жительства, у жителей пригорода и владельцев дач, оно вызывает много нареканий. Порой магистраль по планам проходит прямо по дачным участкам или огородам. К примеру, как у жительницы улицы Курильской, которая десятки лет возделывала свой участок, но так и не зарегистрировала его. Известие о том, что прямо по ее огороду пройдет дорога, стало для пенсионерки неожиданностью. Строители предложили свою помощь по пересадке садовых деревьев и переносу плодородного слоя почвы на новое место.Кстати, по проектной документации к дачным кооперативам, которые попадают в зону строительства, предусмотрены только съезды – это примерно 70 квадратных метров асфальтового полотна. Реконструкция подъездных путей к самим садовым участкам не входит в объем запланированных работ.Справка «В»В январе 1959 года Владивостокским городским Советом депутатов и трудящихся была создана юбилейная комиссия по подготовке празднования юбилея города и создания монумента в честь основания города. По рекомендации Союза художников СССР к работе над монументом был привлечен московский скульптор В. Зверев. Во Владивостоке он выбрал площадку на северной границе города. Его соавтором стал архитектор Проектного института №4 Л. Столяревский. По проекту вскоре появилась 25-метровая колонна, увенчанная бронзовой моделью транспорта «Манджур», а внизу статуя моряка-тихоокеанца, жестом приглашающего во Владивосток и скульптура исторического герба. Хотя первоначально по замыслу авторов она должна была стоять на другой стороне дороги. На Мытищинском заводе отлили статую моряка и модель транспорта. Гранитную стелу не успели сделать к юбилею, и была сооружена временная бетонная шестигранная колонна. На постаменте статуи высечены слова Владимира Ленина (Ульянова): Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский…» Открытие монумента состоялось 2 июля 1960 года. Только в 70-е года прошлого века вернулись к вопросу о стеле. Ее заменили 25-метровой колонной, тоже из бетона, с декоративным покрытием.Сами строители жалуются на качество проектной строительной документации. Часто чертежи опаздывают, либо разнятся до деясти и более метров, но они все же заверяют, что дорогу построят к сроку.
Автор:
Татьяна ГРИГОРЬЕВА