Влюбленный во Владивосток

Завтра исполнилось бы 90 лет со дня рождения замечательного приморского живописца Кирилла Шебеко - заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств, профессора кафедры живописи и рисунка Дальневосточной академии искусств, члена-корреспондента Российской академии художеств.

19 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2731 от 19 май 2010
317914b09401afbf6c7b55e04607b8a0.jpg Завтра исполнилось бы 90 лет со дня рождения замечательного приморского живописца Кирилла Шебеко - заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств, профессора кафедры живописи и рисунка Дальневосточной академии искусств, члена-корреспондента Российской академии художеств.Более пятидесяти лет своей жизни он отдал Владивостоку, воспел наш город в своих картинах…- А сколько времени он провел в творческих экспедициях на Чукотке, на Камчатке, - вспоминает Лилия Куракина, дочь Кирилла Ивановича. - Папа никогда не писал с фотографий, как многие молодые сегодня это делают, а работал на этюдах, вот за это я уважаю художников того времени. Он всю Камчатку, Чукотку исходил с этюдами. Помню, уже в солидном возрасте в 1996 году он вместе с Иваном Рыбачуком поехал на этюды на Камчатку. Для меня отец всегда был примером преданности искусству и истинного трудолюбия…- Каким вы помните отца?- Очень энергичный, прямолинейный был человек, говорил всегда то, что думал. Жить не мог без работы. В 9 утра уже в мастерской. На быт он не обращал внимания. Помню по детству, в мастерской у него – в помещении Союза художников - была уборщица Мария Ананьевна, а потом пришла новенькая. Так папа сокрушался: «Новая пришла, все убрала, навела такой беспорядок, я понятия не имею, где что лежит. То ли дело Марья Ананьевна – посерединке протрет, а горы мои не трогает…». На запыленность, на комфорт внимания не обращал – главное было работать. И трудности для него значения не имели, только творчество.Путь в искусство Кирилла Шебеко начался в глухом таежном селе на берегу Амура, где он родился в 1920 году, продолжился в Благовещенском художественном училище, был опален залпами Великой Отечественной войны… После Победы он поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде, которую окончил в 1950 году.- Отец приехал во Владивосток в 1951 году, - говорит Лилия Кирилловна, - чтобы работать в недавно созданном художественном училище. Он был первым преподавателем живописи и рисунка. Владивосток привлек его своей «неподнятой художественной целиной», восхитительными солнечными закатами, морскими далями и загадочными туманами. Молодой художник Шебеко понимал, что дальневосточная природа неповторима, и долго искал свою живописную манеру. Поездки на Чукотку, Камчатку, Курилы и Сахалин, встречи с китобоями, моряками, рыбаками, пограничниками, бесчисленные этюды, эскизы, наброски – так постепенно выработался творческий стиль, который сделал живопись Шебеко узнаваемой, индивидуальной и неповторимой. Его картины - многоцветная симфония, прославляющая красоту Дальнего Востока и его людей. Это стихия оптимизма и радостного восприятия жизни.- Отец был наделен щедрым даром художника – видеть прекрасное в привычном, необыкновенное в обыкновенном, - говорит Лилия Кирилловна. – Вы только взгляните на его работы «Багульник», «Калина», «Лимонник» - такие простые, казалось бы, вещи, а пройти мимо этих картин и не остановиться, не восхититься невозможно… А вот моя любимая – «Портрет жены», написанный в 1956 году в Гурзуфе. Как художник и как любящий муж, он подметил лучшие мамины черты и нарисовал ее в репинской манере, недаром учился у ученика великого художника. То, что ускользает от взора обычного человека, в его творчестве приобретает особое звучание…Самые знаменитые полотна Кирилла Шебеко – «Осенний хоровод», «Порт Анадырь», «Северное сияние», «Бухта Провидения», «Северята», «Воздушный почтальон», «Босфор Восточный», «Сказка Северных Курил» – показывают, насколько неравнодушным, влюбленным в Дальний Восток был этот человек. В 1969-м, когда гремели выстрелы на острове Даманском, Кирилл Иванович сразу по окончании конфликта отправился к пограничникам, а затем написал большое полотно «Герои Даманского». В столь же монументальной, героической манере выполнена была и его дипломная работа «Падение Германии».- Отец был предан живописи до конца своих дней, - говорит Лилия Кирилловна. - Писал до тех пор, пока не слег, сраженный тяжелой болезнью. Помню, как уже больному принесли ему огромный букет белых лилий. Как белое благоухающее облако, цветы стояли на столе. И вот уже едва держа кисть, он написал натюрморт: белые цветы, как белые лебеди, на синем фоне… Это была его последняя работа…В 2001 году Кириллу Шебеко было присвоено звание почетного гражданина города Владивостока, в том же году родился его правнук Артемка («Художником будет!» - воскликнул новоиспеченный прадед), а чуть раньше он был награжден орденом Почета за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства. Несмотря на профессиональную занятость, он много времени отдавал общественно значимой работе. Восемнадцать лет он преподавал во Владивостокском художественном училище, а затем – в институте искусств (ныне Дальневосточная академия искусств). Десять лет он возглавлял Приморскую организацию Союза художников, был членом Комиссии по вопросам помилования при губернаторе Приморского края. Кроме того, он лично принимал участие в деле создания официальных символов нашего края - герба и флага. - Мы жили очень скромно, - вспоминает Лилия Кирилловна. - Папа был неприхотлив в быту и в своих потребностях, привык преодолевать трудности. Меня и сестру он очень любил, но отцом был строгим, всегда следил, чтобы мы вовремя домой приходили, чтобы вели себя достойно и уважительно. Сейчас на такие вещи мало внимания обращают, а жаль. Многие его жизненные принципы я взяла в свою жизнь – самостоятельность и уважение к труду. Он никогда нас не баловал попусту. Любил, очень любил, никому не давал в обиду, но понимал, что жизнь должна закалять. Папа всегда считал, что человек в жизни должен пробиваться сам. Нет, конечно, если нам с сестрой было по-настоящему трудно, он и мама всегда помогали, но на разные собственные нужды я очень рано начала зарабатывать сама – в 18 лет стала давать уроки музыки. Музыка – это папа настоял. Я рисовала неплохо, хотела попробовать стать художником, искусствоведом, поступить в академию художеств в Ленинграде, но папа был резко против: живопись – не женское дело. Кирилл Шебеко ушел из жизни в 2003 году. Но его картины, этюды хранятся в Третьяковской галерее, художественном фонде России, во многих музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. Они таят в себе душу человека-жизнелюба и оптимиста, патриота и романтика, талантливого и сомневающегося.- Папа любил родную землю в прямом смысле этого слова, так как был увлекающимся садоводом, и активный отдых на даче приносил ему большое удовольствие, - улыбается Лилия Куракина. – И нас с сестрой приучил видеть и понимать красоту родной земли. Помню, получил летом заказ в доме престарелых в Сучанской долине. И взял нас с мамой и сестрой с собой. Мы жили в палатке, дикарями, загорали, играли, а папа и заказ выполнял, и этюды делал… До сих пор помню, какая там красота была, какая природа!Обидно, что в городе никак не увековечена память об отце. Нет даже таблички на мастерской в Союзе художников, где он работал, я уже не говорю про училище, где он всю жизнь преподавал…